Игра как средство обучения, воспитания и развития в детском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Игра для ребенка – это не только развлечение и веселое времяпровождение, но и сложный, многофункциональный и познавательный процесс. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы поведения и реагирования, он адаптируется к окружающему миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие эмоции и переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного и трудового воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением во время непосредственно образовательной деятельности, с наблюдениями повседневной жизни. Играя, дети изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, растения, животных. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, ищет выход из положения. Одни игры развивают мышление и кругозор детей, другие ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Существуют игры целенаправленного тренировочного, развивающего характера, игры, воздействующие непосредственно на психологические качества личности ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы игры в процессе воспитания и обучения 5
1.1 Понятие и сущность игры 5
1.2 История становления теории игры 6
1.3 Классификация игр 9
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие детей в игре 13
2.1 Воспитательный и обучающий потенциал игры 13
2.2 Использование сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания и обучения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Спб.: Лениздат – 1992. – 576 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка. – М.: Вопросы психологии – 1997. – 58 с.
3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия – 1993. – 550 с.
4. Данильчук В.И., Гребенюк О.С., Савина Ф.К., Сергеев Н.К., Куликова С.В. Методические рекомендации. – Волгоград: Волгоградский педагогический университет, 2003. – 89 с.
5. Захарова О.В. Роль игры в обучении младших школьников. – М.: Издательский дом 1 Сентября // Начальная Школа. – 2010, №10. – 30 с.
6. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. – М.: Москва, – 2007. – 23 с.
7. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение – 1975. – 160 с.
8. Короткова Н.А. Современные методы исследования детской игры. – М., – 1983. – 80 с.
9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Статья кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ – 1959. – 10 с.
10. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М.: Либроком – 2010. Стр. 220–223.
11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение – 1982. – 128 с.
12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., Педагогика – 1990. – 125 с.
13. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение – 1985. – 43 с.
14. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение – 1973. – 288 с.
15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Новая школа – 1994. – 190 с.
16. Поломеес К. Дети и их игры. – М.: Просвещение, – 1989. – 350 с.
17. Саморукова П.Г. Игры детей. – М.: Просвещение, 1973. – 5 с.
18. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология. – М.: Вопросы психологии, 2004, №3. – 2 с.
19. Эльконин Д.В. Психология игры. – М.: Просвещение – 1978. – 270 с.
Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между людьми, а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны, но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре. Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет центром игры. Роль объединяет все стороны игры.