Особенности развития речевой деятельности у детей в дошкольном возрасте.
Введение
Проблема образования дошкольников – одна из самых актуальных проблем современного образования. Ее значимость зависит от задач социального и коммуникативного развития ребёнка, так как освоение речи может быть названо одним из главных условий для социализации дошкольного возраста. За счет освоения средств речи дошкольник развивает способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми, взрослыми и собратьями.
Особую значимость речевого аспекта общения приобретают к концу детского возраста, поскольку при поступлении в школу ребенок должен обладать умением общаться, ясно выражать свою мысль. Проблема развития речевой речи у дошкольников посвящена исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Гвоздева,А.В.Запорожца,А.Н.Леонтьева,С.Л.Рубинштейна,Е.И.Тихеевой,Е.А.Флериной.
Актуальность вопроса о развитии речи в дошкольных детях была отражена в ФГОС ДО, так как развитие речи в нём выделено как отдельная структурная единица, определяющая развитие и успех деятельности детей.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава I. Проблема изучения особенностей развития речи детей дошкольного возраста в современной науке………………………………..…………………..5
1.1. Проблема развития речи дошкольников в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………...5
1.2. Предметно-пространственная среда ДОУ …………………………...…11
1.3. Особенности развития ребенка дошкольного возраста …………….……16
1.4. Формы и методы работы по развитию речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..20
Выводы по I главе………………………………………………………….…….23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ………………………………………………………..……25
2.1. Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста (методика и результаты констатирующего эксперимента)…………….……..25
2.2. Методика совершенствования работы по речевому развитию с дошкольниками посредством обогащения предметно-развивающей среды (организация и содержание формирующего эксперимента)………………….28
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента……………………………………………………………………..30
2.4. Создать рекомендации по развитию речи дошкольника на основе предметно-пространственной среды……………………………………...……33
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..46
Список литературы
1. Анохина, Е.Г. Влияние дидактической игры на развитие речи дошкольников [Текст] / Е.Г. Анохина // Наука и образование: новое время. – 2016. - №1(12). – С.233-235
2. Богуславская, Е.А. Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок [Текст] / Е.А. Богуславская // Проблемы современной науки и образования. – 2016. - №9(51). – С.106-108
3. Большой психологический словарь. [Текст] Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. – 692с.
4. Бужигеева, М.Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект [Текст] / М.Ю. Бужигеева // Сибирский психологический журнал. – 2005. - №21. – С.133-137
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М: ЧеРо, 2007. – 112с.
6. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2009. – 255 с.
7. Жильгильдина, А.А. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников [Текст] / А.А. Жильгильдина, Н.И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. - №5-3. – С.418-419
8. Зебзеева, В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников [Текст] / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. - №13. – С.123-125
9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: НПЦ, 2006. – 40 с.
10. Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации [Текст] / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2012. Т.3, №1-1(9). – С.69-71
11. Корепина Л.Ф. Развитие речи дошкольников на основе наблюдений за природой и рассматривания пейзажных картин [Текст] / Л.Ф. Корепина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. - №2-5. – С.65-68
В более сложных формах драматизации используются несколько средств выражения: произнести отдельную реплику героя с помощью интонации и пластического выражения; рассказывать о ролях, инсценировать один или несколько, связанных с ними эпизодов.
Драматическая развернутая форма включает все, что присуще приему, выражения и предусматривает создание мини-спектакль по произведению. В зависимости от возрастных особенностей дошкольников воспитатель организовывает образовательную деятельность в игровом виде. Начинать подготовку детей к драме следует с анализа иллюстраций драматических произведений по выразительности мимики и мимики изображенных на нем персонажей, а также пантомимии.
При репетиции детей исправляют ошибки речи, дефекты речи, проверяют правильность, ясность произношения слов, выражают выразительность фраз. Далее проводятся генеральные репетиции, а также само представление зрителям: родителям, детям, сотрудникам детсада.