Развитие эмоционально-волевой саморегуляции детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей развития эмоционально-волевой саморегуляции детей дошкольного возраста. Одним из проявлений рефлексивной умственной деятельности человека - формой переживания человеком своего отношения к разным объектам являются чувства и эмоции. Эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее ход. Чем старше человек, тем сложнее и своеобразнее его эмоции. Человек учится справляться со своими переживаниями и проявлениями. Эмоции выполняют регулирующие функции, сигнальные функции, оценку прогресса и результатов деятельности, функции мобилизации, интеграции и защиты. В возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается игровая деятельность, формируется произвольность психических функций, происходит рефлексия, самоконтроль и действия соотносятся с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями мотивации потребностей, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-когнитивной сфере), которые приводят к изменениям в эмоциональной сфере.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально-волевой саморегуляции дошкольников
1.1 Понятие «саморегуляция», сущность, основные характеристики
1.2. Воля и саморегуляция в психологии личности
1.3. Саморегуляция в системе волевых качеств личности и деятельности дошкольников
1.4. Характеристика саморегуляции старших дошкольников
1.5. Особенности развития эмоционально-волевой саморегуляции дошкольников…..………………………………………….
Заключение
Список использованных источников
1. Ажиев А.В. Страхи в структуре эмоционального развития дошкольников / А.В.Ажиев, З.И. Гадаборшева // Педагогика и психология в современном мире: материалы всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2019. - С. 43-49.
2. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников /А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50.
3. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744.
4. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В.Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 162-164.
5. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А.Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. - 2019. - С. 73-76.
6. Ибрагимова М.И. Гендерная игрушка как средство эмоционального развития дошкольников М.И. Ибрагимова, О.В. Гончарова // Актуальные вопросы современной науки: сб. статей по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф.: В 4-х ч.( Томск, 16 декабря 2017) - 2017. - С. 97-104.
7. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
// Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар.науч.-практ. конф. - 2020. - С. 131-133.
8. Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально - игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е.Крайчак // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 3 (20). - С. 660-665.
9. Кузьмина И.А Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни / И.А. Кузьмина И.А, С.И. Карпова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23. № 173. - С. 128-135.
10. Лаптева Ю.А. Возрастная изменчивость параметров эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства / Лаптева Ю.А.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 1 (28). - С. 73- 77.
11. Лаптева Ю.А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду / Ю.А. Лаптева// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 9 (132). - С. 57-63.
12. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 5 (8). - С. 31-33.
13. Никитина Ю.Б. Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников / Ю.Б. Никитина // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 69-73.
14. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национально культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
15. Плотникова К.М. Социально-экономическое развитие дошкольников / К.М. Плотникова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 2 (19). - С. 17-20.
16. Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017.- № 2 (8). - С. 46-48.
17. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М., 1983, с. 225
18. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. - Челябинск, 1979, с. 69
19. Возрастная и педагогическая психология,/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.,Просвящение,1984.
20. Дубровина и.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., Академия,1999.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка.