Использование графических изображений в процессе решения задач начального курса математики разными способами
Введение
Актуальность исследования. Современная система образования, в том числе стандарты второго поколения, ориентированы на подготовку обучающихся к самостоятельному активному освоению мира, его творческому преобразованию, поэтому одним из важнейших направлений педагогики сегодня является формирование личности школьника, способной творчески освоить сложности жизни. Различные аспекты этой темы рассматриваются в трудах ученых: Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, Д. С. Лихачева и других. Формирование личности – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Именно в детском возрасте в личности закладываются важнейшие ее качества, и происходит «переход психологии научения к психологии решения задач.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 6
1 Теоретические основы использования графических изображений в процессе решения задач начального курса математики …………………… 10
1.1 Текстовые задачи начального курса математики …………………...
1.2 Графические изображения, используемые в процессе решения задач начального курса математики……………………………………… 10
2 Методические основы использования графических изображений в процессе решения задач начального курса математики разными способами……………………………………………………………………… 24
2.1 Решение текстовых задач начального курса математики разными способами ………………………………………………………………….. 24
2.2 Выявление уровня сформированности умения младших школьников использовать графические изображения в процессе решения задач разными способами............................................................. 30
2.3 Методические рекомендации по использованию графических изображений в процессе решения задач разными способами…………... 36
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………… 45
Список использованных источников
Абрамова, О. Г. Решение арифметических задач. 1 класс / О. Г. Абрамова // Начальная школа. – 2016. – № 9. – С. 78–82.
Анексеенко, Е. В. Комплект учебников «Школа России». Концепция и программы для начальных классов / Е. В. Анексеенко, М. А. Багетова, Г. В. Бельтюлова [и др.]. – М. : Просвещение, 2017. – 222 с.
Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. – 2018. – № 5. – С. 34–36.
Антонович, Н. К. Занимательные упражнения по математике / Н. К. Антонович // Начальная школа. – 2016. – № 11. – С. 41–43.
Аргинская, И. И. Особенности обучения младших школьников математике. Особенности программы и учебных пособий по математике для начальной школы / И. И. Аргинская // Начальная школа. – 2015. – № 19. – С. 33–38.
Аргинская, И. И. Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника / И. И. Аргинская // Начальная школа. – 2016. – № 18. – С. 12–17.
Аргинская, И. И. Особенности обучения младших школьников математике. Методические особенности изучения чисел и действий с ними в системе Л. В. Занкова / И. И. Аргинская // Начальная школа. – 2016. – № 21. – С. 22–27.
Бантова, М. А. Умножение и деление натуральных чисел / М. А. Бантова // Начальная школа. – 2016. – № 11. – С. 70–74.
Бантова, М. А. Методическое пособие к учебнику математики / М. А. Бантова, Т. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2011. – 64 с.
Бань, И. В. О формировании интереса к математике / И. В. Бань // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 47–51.
Богатова, О. Л. Конспект урока математики «Графическое моделирование» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/08/17/konspekt-uroka-matematiki-ravenstvo-neravenstv
Такая запись при первичном анализе этой задачи нерациональна, так как не раскрывает наглядно взаимоотношении величин и не помогает в выборе действий.
Можно составить модель задачи (рисунок 8).
Рисунок 8 Иллюстрация к задаче
Такая модель дает наглядное представление об отношениях между данными и искомыми в задаче. Анализируя задачу, дети выясняют, что шоферов на 8 больше, чем трактористов, т.е. их столько же да еще 8. поэтому отрезок на схеме, изображающий численность шоферов, они начертят большей длины, чем отрезок, изображающий численность трактористов. А так как численность комбайнеров на 5 меньше, чем шоферов, то есть их столько же, но без 5, то и отрезок, показывающий численность комбайнеров, должен быть меньше отрезка, показывающего численность шоферов. При таком моделировании выбор действия будет понятным и обоснованным [14].