Методы научного исследования в сфере музыкального исполнительства и педагогик
Актуальность исследования. – Данная проблема методологии анализа музыкального текста, для российского музыковедения, является как традиционной, так и актуальной. Несомненно, то обстоятельство, что в разнообразных аспектах, рассматриваемый феномен существует с тех самых пор, когда появились институты профессионального музыкального образования и сформировалась необходимость в этом инструменте обучения технике композиции.
Все известные нам концепции теории, а также истории музыки были основаны на анализе широкого круга музыкальных текстов. Однако, в то же время и музыкальная критика не могла бы существовать без данного вида деятельности, ведь авторы статей не имели бы права претендовать на обоснованность и объективность своих суждений.
Степень научной разработанности. Актуальные проблемы современного музыкального образования рассмотрены в работах В.Н. Холоповой, предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики освящен в трудах С.А.Давыдова; принципы креативности, модель структуры интеллекта и темперамента подробно разобраны в работах Дж.Гилфорда, анализ как один из музыкально-теоретических методов освятил в трудах Г.Р.Консона.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 4
1.1. Музыкальная педагогика: история, аспекты, принципы и особенности 4
1.2. Современные методы исследования в области педагогики музыкального образования 7
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 14
2.1. Виды педагогического эксперемента, особенности его проведения 14
2.2. Анализ музыкального текста: исследовательский и педагогический аспекты 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Список используемой литературы
Апенина А.Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия/ А.Н. Апенина,- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. 155 с.
Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов) ; [ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой]. – 3-е изд. – Л. : Музыка, 1972. – 375 с.
Богин Г.И. Типология понимания текста/ Г.И.Богин, - Калинин: Изд-во ТГУ, 1986. 87 с.
Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: монография/ М.Ш.Бонфельд, - СПб.: Композитор, 2006.649с.
Букина, Т. В. Анализ музыки как профессиональная стратегия (культурно-истори ческий экскурс) [Тест] / Т. В. Букина // Общество. Среда. Развитие. – 2011. – № 3 (21). – С. 138–144.
Волкова П.C. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века) / П.С. Волкова, - : дис. … док. искусств. Саратов, 2009. 347 с.
Вязкова Е.В. Предисловие // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1994. Вып. 130. С. 3–8.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р.Гальперин, - М.: КомКнига, 2007. 148 с.
Давыдова С.А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика): дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 203с.
Казакова Г.М. Регион как субкультурный локус (на примере Южного Урала): дис. докт. культурол. Москва, 2009. 312 с.
Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие./ Л.П.Казанцева, - Изд. 2-е, испр. Астрахань, 2009. 369 с.
Консон, Г. Р. О методе целостного анализа музыкального произведения [Текст] / Г. Р. Консон // Художественное образование и наука. – 2015. – № 2. – С. 34–37.
Консон, Г. Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания музыкальных произведений (к постановке проблемы) [Текст] / Г. Р. Консон // Musigi Dunyasi. – 2011. – № 1 (46). – С. 54–68.
Об этом достаточно убедительно свидетельствуют учебные программы «Музыкальное содержание», «Слушание музыки» для детских музыкальных школ и детских школ искусств, разработанные в 2000-е годы С.А. Давыдовой, и диссертация этого автора «Предмет “Музыкальное содержание” в аспекте герменевтики (начальная педагогика)» [7]. Методы герменевтики важны и для научения рефлексии, и для раскрытия смысла музыкального произведения.
Владение психологическими методами и методиками исследования также поможет определить уровень IQ учащихся, их эстетические предпочтения, развитие креативности, музыкального восприятия и т. д. Помимо тестов интеллекта Г.Й. Айзенка, здесь можно привести в пример цветовой тест отношений М. Люшера, сематический дифференциал Ч. Осгуда, принципы креативности, модель структуры интеллекта и темперамента Дж.П. Гилфорда, его же положения о внимании, памяти. Для научного и педагогического изучения будут полезны тест интеллекта («Прогрессивные матрицы») Д. Равенна, методики эмоционального развития В.Г. Ражникова («Школа настроений», «Маленький Эмо», «Словарь эмоций» [8]). Они уже успешно использовались в музыкально-педагогических и музыковедческих исследованиях. В этой связи приведем в пример работу А.Н. Папениной, включающую изучение художественного восприятия разных профессионально ориентированных групп слушателей, дифференцированных по возрасту и музыкальной подготовке [9].
Разнообразные инструменты анализа дает культурология. В частности, необходимо отметить разработанную Г.М. Казаковой методику изучения историко-краеведческой парадигмы. Особенно важен такой ее феномен, как «культурные герои» провинции (термин Г.М. Казаковой [10]).