Развитие проектно-образного мышления средствами графических программ в профессиональном обучении
Есть область человеческого ума, которую не смогут заменить машины — это творческое (креативное) мышление. Все люди разные и в этом есть прелесть, так как у каждого человека свое воображение и свой ход мыслей. Творческое мышление -это то что кардинальным образом отличает человека от мира животных. Так же это отделяет нас от животных тем, что потребность в самовыражении и творческому мышлению не является необходимостью для выживания. Именно стремление к самовыражению и творчеству путем креативного мышления ведет к прогрессу отдельного человека и человечества в целом.
В современных условиях возрастает потребность общества в творчески мыслящей личности. В связи с этим развитие творческого мышления является одной из актуальных проблем современного образования, и ее разработка выступает одной из основных задач практической подготовки студентов к вступлению их в профессиональную деятельность в условиях рыночных отношений, постоянного преобразования и развития науки, техники, производства.
Глубокие социально-экономические изменения в обществе в целом и в экономике, в частности, ведут к обновлению, изменению и усложнению техники и технологий, что, в свою очередь, требует развития у работника творческого нестандартного мышления, овладения нетипичными методами и средствами решения задач, которые отличаются от стереотипных. В этих условиях доминирующим является творческий процесс мышления.
Темпы современного научно-технического прогресса ставят перед личностью принципиально новую задачу - быстро и эффективно реагировать на постоянные изменения, происходящие в современном информационно - технологическом пространстве.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Научно-теоретические основы развития проектно-образного мышления средствами графических программ в профессиональном обучении…………………………………………………………………………….15
Понятие проектно-образного мышления…………………………………..15
Психология творческого мышления в дизайне…………………………….27
Виды графических программ для проектов в дизайне……………………52
Выводы по первой главе…………………………………………………………...63
2 Методическая часть. Методические подходы к исследованию мышления, пособие по обучению проектно-образного мышления при проектировании корпусной мебели средствами графических программ…………………………………………………………………………….64
Методические подходы к исследованию мышления, методы обучения студентов дизайн – проектированию……………………………………………...64
Основы дизайна и проектирования корпусной мебели…………………..77
Методическое пособие для развития проектно-образного мышления в корпусной мебели на примере графической программы Kitchen Draw 5.0 для профессионального обучения……………………………………………………...92
Выводы по второй главе…………………………………………………………..120
Заключение………………………………………………………………………...121
Список используемой литературы……………………………………………….126
Приложение………………………………………………………………………..138
Список использованной литературы
1.Акин О. Психология архитектурного проектирования / Пер. с англ. - М.: Стройиздат, 1996. - 156 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер,
2001.-272 с.
3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 1968. - 335 с.
4. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. - М.: Наука, 1981. - 192 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. - М.: Профессс, 1974. - 392 с.
6. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Пер. с англ. - М:
Стройиздат, 1984.- 193 с.
7. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. - М.: Советский художник, 1987. - 230 с.
8. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
9. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1992.-122 с.
10.Ю.Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
11.П.Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы. - М.: Знание, 1980. - 218 с.
12.Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988.-237 с.
П.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
14.Бабаншиков В.А. Динамика зрительного восприятия. - М.: Наука, 1990. –
238 с.
15.Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. - Новосибирск: Наука, 1990. - 200 с.
16.Бандуристый Ф.Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах (университетах), Дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. - Хабаровск, 2004. - 778 с.
17.Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат, 1982.-224 с.
В нейропсихологии в настоящее время накоплен большой клинический и экспериментальный материал, позволяющий подойти к вопросу о роли различных областей мозга в реализации интеллектуальной деятельности, в частности речи, восприятия, мышления и т. д.; разработаны методы анализа внутренней структуры интеллектуальной деятельности, связи внешних действий с внутренними и т. д.— это прежде всего методы программированного обучения. Необходимо отметить значимую роль нейропсихологии в исследовании мозговых механизмов интеллектуальной деятельности, ее психофизиологических основ, т. е. нейропсихология подходит к анализу классической проблемы — мозг и мысль.
Эта проблема взаимосвязи мозга и психики, в том числе и мышления, являлась центральной для философов на протяжении веков. По-разному решался этот вопрос: психика рассматривалась то в полном отрыве от мозга, то, наоборот, как грубое, прямое наложение сложнейших, казалось бы, нематериальных процессов на материальное вещество мозга и т. д. И в настоящее время вопрос о взаимосвязи мышления и =мозга все еще не окончательно решен.
Отечественная нейропсихология на сегодняшний день располагает экспериментальными данными, позволяющими подойти к решению этого вопроса как с принципиальной методологической стороны, так и с конкретной, в частности показать роль отдельных зон мозга в протекании мыслительного акта. Нейропсихологические исследования психики человека имеют общепсихологическое значение, они вносят свой вклад в решение фундаментальных проблем психологии, с одной стороны, а с другой — исходят из психологических концепций строении высших психических функций человека.
Итак, мы кратко описали проблемы интеллектуальной деятельности, и прежде всего мышления. Анализ литературы показал, что эта проблема имеет длительную историю развития и много научных школ, по-разному рассматривавших ее. В настоящее время также существует много различных школ как у нас в стране, так и за рубежом, которые занимаются исследованием мышления. Взгляды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, О. К. Тихомирова, В. В. Давыдова, А. В. Брушлинского, А. М. Матюшкина и др. на интеллектуальную деятельность, ее природу, строение, процессуальность мы взяли за основу своего подхода к анализу нарушения мышления при локальных поражениях мозга.