Использование игровых методов и приемов в работе по коррекции лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР

Скачать курсовую работу, в которой исследуется использование игровых методов и приемов в работе по коррекции лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.08.2023
Объем файла
113 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской [26; с.10]. Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья [22; с.17]. Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1: Теоретические основы проблемы использования игровых методов и приемов в работе по коррекции лексико – грамматического строя речи у детей  с общим недоразвитием речи.
Введение
1.1. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста……......7
1.2. Зарубежные и отечественные педагоги и психологи о процессе формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР……………….....10
1.3. Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР…………......14 Выводы по главе……...……………………………………………………..….18 
Глава 2:  Логопедическая работа с дошкольниками с ОНР в процессе экспериментального исследования. 
2.1. Проблемы использования игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня…………...21
2.2. Логопедическая работа с дошкольниками в процессе экспериментального исследования……………………………………………28                           
2.3. Анализ  результатов коррекционной работы……………………………43 
Выводы по главе……...………………………………………………………...46
Заключение…………………………………………………………………….50
Список использованной литературы………………………………………52

Список использованной литературы.

1. Большакова С.Е., Работа логопеда с дошкольниками, игры и  упражнения. – М.: АПО, 1996. – 417с.
2. Бондаренко А. К., Дидактические игры в детских садах. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
3. Бородич А.Н., Методика развития речи детей дошкольного возраста.  М.: Профессиональное образование, 1984. – 202с.
5. Букатов В.М., Педагогические таинства дидактических игр: - М.:  Московский психолого-социальный институт  Флинта, 1997. – 97с.
6. Волкова Г.А., Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.,: 1983. – 102с.
7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И., Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968. – 248с.
8. Выготский Л. С., Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. -  с. 17 – 25.
9. Выготский Л.С., Собрание сочинений: в 6-и т.т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.- с.340- 386./ Под ред. Ярошевского М.Т,. – М.: Педагогика, 1983.
10. Выготская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М.: 1984. – 320с.
10. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,  1961. – 213с.
11. Геллер Е., М. Наш друг – игра. – Минск: 1979. – 158с.
12. Гельфан Е. М., Игры и упражнения для маленьких и больших. – М.: 1969.  – 148с.
13. Гельфан Е. М., Шмаков С. А., От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971. – 271с.
14. Генинг М.Г., Герман Н.А., Обучение дошкольников правильной речи. –  Чебоксары: 1980. – 270с.
15. Городилова В.И., Радина Е.И., Воспитание речи детей дошкольного  возраста. – М.: 1978. – 265с.
16. Гриншпун Б.М., Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред.  Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1998. – с. 44-55.
17. Дошкольная педагогика. /Под ред. Ф. А. Сохина, В. И. Ядрэшко – М.:  1978. – 219с.
18. Ефименкова Л. Н., Формирование речи у дошкольников. – М.:  Просвещение, 1981. - 112с.
19. Жукова Н. С., Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.  – М.: Просвещение, 1973. – 222с.
20. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей  дошкольного возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. – М.: 1989. – 280с.
21. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред.  В. И. Селиверстова. –  М.: Просвещение, 1987. – 144с.
22. Каше Г.А., Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: 1985. –  237с.
23. Коп. И. С., Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270с.
24. Крупская Н. К., Роль игры в детском саду. //Пед. соч. – М.: 1980. –263с.
25. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:  ВЛАДОС, 1999. – 222с.
26. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Коррекция общего недоразвития речи у  дошкольников. – СПб: Союз, 1999. – 160с.
27.  Леонтьев А. Н., Деятельность, сознание, личность. – М.: 1975. – 359с.
28. Леонтьев А.Н., Слово в речевой деятельности. – М.: Мысль, 1975.- 193с.
29. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения. – М.: Знание,  1981. – 123с.
30. Логинова В. И., Саморукова П. Г., Дошкольная педагогика – М.:  Просвещение, 1988.- 320с.
31. Лопухина И., Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития  речи. – М.: 1998. – 470с.
32. Лопухина И., Речь. Ритм. Движение. – М.: 1997. – 250с.
33. Люблинская А.А., Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение,  1972. - 256с.
34. Максаков А.И., Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: 1983. – 240с.
35. Миронова С.А., Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и  группах для детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993. – 57с.
36. Миронова С. А., Развитие речи дошкольников на логопедических  занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
37. Никитин Б.П., Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985. – 120с.
40. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников./ Под ред.  М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 208с.
41. Правдина О.В., Логопедия. – М.: Просвещение, 1996. – 302с.
42. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред.Запорожца А. В. –  М.: Просвещение, 1996. – 351с.
43. Рубинштейн Л.С., Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т.т. Т.1. –  с.360-480,  Т. 2. -с. 78-89.
44. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Методические рекомендации. –  М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. – 36с.
45. Селиверстов В.И., Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
46.  Сохин Ф. А., Развитие речи у детей дошкольного возраста – М.: 1970. – 218с.
47. Усова А. П., Роль игры в воспитании детей. – М.:  Просвещение, 1976. –  206с.
48. Филичева Т. Б., Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. –223с.
49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Нарушения речи у детей. –  М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.

Мы использовали предметные картинки, в названии которых предъявлялись проверяемые звуки из основных групп звуков русского языка. Произношение проверяемых звуков уточнялось в начале, в середине и в конце слова. Условно разделили все звуки на пять групп: (1 группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, ЛЬ; 4 – Р, РЬ) и пятая группа – все остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков.