Стратегический анализ проекта и его роль при проектном финансировании
Введение
Реализация эффективных инвестиционных проектов, создающих дополнительную стоимость и обеспечивающих рост ВВП, является важнейшим условием модернизации российской экономики, перехода ее на высокотехнологичный путь развития. Потребность хозяйствующего субъекта (предприятия, муниципального и государственного органа управления) в реализации инвестиционных проектов появляется тогда, когда возникает потребность в развитии бизнеса и экономики страны в целом, и эта потребность формулируется в стратегии развития соответствующего хозяйствующего субъекта (или региона, отрасли, страны в целом). Потенциально нужным и стратегически целесообразным может считаться только проект, необходимый для реализации стратегии развития компании. Главной стратегической целью бизнеса является рост рыночной стоимости инвестированного в него капитала. Поэтому эффективным с точки зрения акционеров является инвестиционный проект, который обеспечил при его реализации прирост рыночной стоимости капитала акционеров и/или долгосрочных кредиторов. Фактический экономический эффект проекта является основным источником роста рыночной стоимости и компании, и регионального валового продукта, и ВВП в целом. Отсутствие или недостаточный объем инвестиционной деятельности компании (отрасли, региона, страны в целом) приводит к потере ее конкурентоспособности, позиции на рынке и соответствующим социальным последствиям.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Стратегический анализ и его применение в проектном менеджменте 6
1.1 Сущность и понятие стратегического анализа 6
1.2 Основные инструменты стратегического анализа, используемые при планировании финансирования проекта 11
Оценка факторов, влияющих на потенциал организации 14
Глава 2. Стратегический анализ эффективности инвестиционных проектов предприятия 18
2.1 Проектное финансирование как инструмент долгосрочного финансирования инвестиционных проектов 18
2.2 Использование метода экспертных оценок в определении инвестиционной привлекательности проекта 32
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации инструментов стратегического анализа в финансировании инвестиционных проектов предприятия 38
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Список использованной литературы
1. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 27.01.2022)
2. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент - М: Финансы и статистика, 2013 – С. 67.
3. Горшенин Е. В., Никифорова М. С. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией / Е. В.Горшенин, М. С. Никифорова // Экономические исследования. - 2015. №2. – С. 2.
4. Adam M. Brandenburger, Barry J. Nalebuff, «Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation: The Game Theory Strategy That's Changing the Game of Business» 2021 – С.34
5. Ильяс А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / Ильяс А. - Алматы: 2012 - С. 13.
6. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c
7. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. – С. 87.
8. Адиев Р.В. Стратегическое планирование на предприятии // Деньги и кредит. - 2001г. - №7. - с.34-45.
9. Kerin, Roger and Robert A. Peterson (2019), Strategic Marketing Problems: Case and Comments. – С.227
10. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования/Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. 264 с
11. Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт) ; [под ред. О. Б. Зильберштейна]. Москва, 2017.
12. Hichens, R.E., Robinson, S.J.Q, and Wade, D.P. (2020), «The directional policy matrix: tool for strategic planning».
13. Менеджмент организации: Учебное пособие/ Под ред. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. – М.: ИНФРА-М, 1995 – с.103
14. Ансофф И. Стратегическое управление – М.: «Экономика», 1999г. – 520с.
15. З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 345с.
16. Czepiel, John A., Competitive Marketing Strategy. 2018. – С.13
17. Хасби, Д. Стратегический менеджмент : Учебное пособие. – М., «Контуры», 1998 г. – 200с.
18. Сироткин Д. Без выбора нет стратегии // Росс. Торговля. - 2003 г. -№7. с.4-14.
19. Radder, Laeticia, «The SPACE Matrix: A Tool for Calibrating Competition».2019. – С.58
20. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - С. 34.
21. Аналоуи Ф. Сратегический менеджмент / Ф. Аналоуи, А.Карами. - М.: «Юнити», 2005 г. – 320с.
22. Дойль П. Менеджмент: Стратегия и тактика - СПб.: Издательство Питер, 2001г. – 198с.
23. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ.; Под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 г. – 203с.
24. Плотников, С. Л., Брук, В. А., Яцук, К. В. Планирование как функция управления // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 910-913.
25. Саакян, В. А. Сущность и типология стратегий предприятий // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 415-419.
26. Савкина, Р.В., Мальцева, Е.Г. Особенности стратегического планирования в условиях кризиса / Научный альманах. 2019. № 3-1 (17). С. 301-307.
27. Синицына А. С. Основные вопросы применения логистики / А. С. Синицына, Н. М. Лихачева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2018. — С. 237-240.
28. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию/Пер. с англ. М. Павлова. Москва: Олимп-Бизнес, 2017. 416 с.
29. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282с.
30. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов /А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 176 с.
31. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
32. Соклакова, И.В. Стратегический менеджмент: российский и зарубежный опыт : монография / И.В. Соклакова, М.С. Санталова, А.В. Борщева и др. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 246 с.
33. Ярунина, Т.А. Теоретические основы разработки стратегии развития организации / Т.А. Ярунина // Актуальные исследования. – 2020. – №2 (5). – С. 55-58
34. Грант, Р. Современный стратегический анализ / Роберт Грант. – 9-е изд. – Санкт–Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. – 670 с.
35. Рейнор, Майкл Е. Стратегический парадокс / Майкл Е. Рейнор. – Москва: Юрайт, 2016. – 394 с.
36. Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления. - М.: Содействие - XXI век, 2016. - 420 с.
37. Петижев А.Д. Практические аспекты разработки стратегии развития компании // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 9. - С. 156 - 158.
38. Жердева И.В., Симоненко Н.Н. Принципы разработки и принятия решений по стратегии бизнеса // Научный альманах. - 2015. - № 5. - С. 25 - 32.
39. Hughes Jonathan, Wadd Jessica. Getting the Most Out of // Supply Chain Management Review, January/February 2019, pp. 22 – 29.
В рамках рейтингового метода формируется система оценочных коэффициентов, каждому из которых присваивается определенный ранг или удельный вес, шкала оценивания значений полученных показателей и механизм расчета совокупного рейтингового показателя. Преимуществами рейтингового метода являются: возможность учета специфических особенностей конкретной ситуации, возможность индивидуального подбора коэффициентов в зависимости от целей анализа, отсутствие необходимости анализа больших массивов данных, простота расчетов и доступность этого метода для большого круга пользователей. Достоверность полученных оценок, обобщающие мнению экспертов, зависит от их независимости, объективности, квалификации, методического обеспечения процедуры проведения экспертизы. Для оценки достоверности полученных результатов используют коэффициент конкордации (согласованности) мнений экспертов. Экспертный анализ рисков применяют на начальных этапах работы с проектом в случае, если объем исходной информации является недостаточным для количественной оценки эффективности (погрешность результатов превышает 30%) и рисков проекта .