Коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В теории и практики специального образования особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания методов коррекционно – педагогического воздействия.
Все чаще в настоящее время приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Понятие «ранний детский аутизм» (РДА) в настоящее время рассматривается как разновидность тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Ранний детский аутизм проявляется в «уходе в себя», в свой внутренний мир, характер содержания и наполненность его зависят от возраста ребенка, уровня интеллектуального развития, и конечно от особенностей заболевания. Для раннего детского аутизма характерно нарушение эмоционально – волевой сферы, снижение способности к коммуникации, задержка и нарушение развития речи, также стереотипность поведения. Эти психические нарушения влияют на возможность адекватного восприятия окружающего мира такими детьми.
Возникают трудности с их воспитанием, обучением, образованием.
В настоящее время по данным Министерства образования Российской Федерации, ранний детский аутизм (РДА) обнаруживается в 4 – 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 – 0,26% от общей детской популяции. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с аутизмом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Научно – теоретические и методические основы коррекционно−педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условия дошкольного образовательного учреждения 8
1.1 Понятие «ранний детский аутизм» 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ранним детским аутизмом 15
1.3 Организационно-методические аспекты коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 28
2 Организационно – методические аспекты коррекционно−педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 36
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению особенностей развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 36
2.2 Система коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 52
Заключение 64
Список используемых источников 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе. [Текст] / Под. Ред. С.А.Морозова. - М.: СигналЪ, 2003. – 124с.
2. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2012. – 288 с.
3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Текст] /Ф. Аппе – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.
4. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей [Текст] / О. С. Аршатская // Дефектология, 2005, №3, – С. 27 – 30.
5. Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] Методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.
6. Башина, В.М. Аутизм в детстве. [Текст] / В.М. Башина – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
7. Башина, В. М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом [Текст] / В. М. Башина. – М.: Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2000.
8. Бобров, А. Е. Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных [Текст] / А. Е. Бобров, В. М. Сомова // Доктор.ру. – 2011. - № 4 (63). - С. 47-51
9. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. [Текст] / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 1966. –349с.
10. Брин, И. Л. Клинико-неврологические особенности атипичного аутизма и подходы к терапии в детском возрасте [Текст] / И. Л. Брин. – М.: Владос, 2002.
11. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I /М.Ю. Веденина// Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 31 – 40.
12. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов [Текст] / К. Гилберг, Т. Питерс; [пер. с англ. О. В. Деряевой]. – М.: Владос, 2005. – 144 с.
13. Гусева, И.Е. Анализ истории развития аутичного ребенка / И.Е. Гусева // Дефектология. – 2011. – № 1. – С. 65 – 72.
14. Дробинская, А.О. Синдром раннего детского аутизма / А.О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 43 – 46.
15. Иванов, Е. С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие [Текст] / Е. С. Иванов. – СПб.: Дидактика плюс, 2004.
16. Каган В. Е., Исаев Д. Н. Диагностика и лечение аутизма [Электронный ресурс]/ В. Е. Каган, Д. Н. Исаев. – Режим доступа. – http://www.autism.ru/read.asp?id=65&vol=0
17. Карвасарская, Е.Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. [Текст] /Е.Е. Карвасарская – Москва.: Генезис, 2010 г., 400с.
18. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции / отв. редактор Е.А. Черенѐва; [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015.
19. Костин, И. А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия / И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 1. – С. 54 – 60.
20. Кулешова, И.И. Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии [Текст] / И.И. Кулешова// Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 150 – 155
21. Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом [Текст] / Н. Б. Лаврентьева //Дефектология. – 2003. – №2. – С. 14 – 19.
22. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников [Текст] /Н.Б. Лаврентьева // Дефектология. – 2008. – № 4 – С. 52 – 63.
23. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
24. Лебедински, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие. [Текст] / В.В. Лебедински – М.: Московского университета, 1985. – 167 с.
25. Лебединская, К. С. Ранний детский аутизм [Текст] / К. С. Лебединская // Нарушения эмоционального развития как клиникодефектологическая проблема. – М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. – 125 с.
26. Максимова, Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. [Текст] /Е.В. Максимова – М.: Диалог – МИФИ, 2008. – 288 с.
27. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
28. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. [Текст] / Е.М. Мастюкова – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
29. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжѐлых и осложнѐнных формах: пособие для учителя-дефектолога/ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. – 2007 – 228с.
30. Морозов, С. А. Детский аутизм и основы его коррекции [Текст] / С. А. Морозов. – М.: Академия, 2000.
31. Никольская, О. С. Основные положения концепции специального федерального государственного стандарта начального образования детей с аутизмом / О. С. Никольская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 3. – C. 3 –14.
32. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8 – 18.
Уровень ниже – среднего – от 7 до 12 баллов – дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с ранним детским аутизмом является отвержение окружающей реальности.
Средний уровень – от 13 до 18 баллов – дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.