Мотивация учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Введение.
Проблемы обучения детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей) из них около700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Содержание
Введение ……………………………………………………….
1 Теоретические аспекты состояния проблемы учебной мотивационной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..
1.1 Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования……………………………..
1.2 Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………..
1.3 Развитие учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………….
2 Эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………….
2.1 Организация исследования и результаты……………………
2.2 Рекомендации учителям по развитию учебной мотивации...
Заключение…………………………………………………….
Список использованных источников………………………..
Список использованной литературы
1. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Н. Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 2011. – 148 с.
2. Битянова М. Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н., Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 2008. - 352 с.
3. Блинова Л.Н., Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психологического развития/ Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ Энас, 2001. – 136 с.
4. Божович Л.И., Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 2009. - 352с.
5. Брайтфельд В.Н., Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР // Дефектология. – 2000. - №3. – с. 23-32.
6. Волков К.Н., Психологи о педагогических проблемах / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.
7. Волошина В.В., Мотивы как психологические детерминанты учебной успеваемости младших школьников // Психология. Сборник научных трудов. - Выпуск 13. - М, 2001. - С. 266-272.
8. Дубовицкая Т.Д., К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - № 1. - 2005. - С. 73-78.
9. Жубриянова Р., Коррекционная работа в младших классах: [Дети с ЗПР] // Учитель. – 2001. - №3. – с. 21-26.
10. Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2013. – 144 с.
11. Мильман В.З., Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 129-132.
12. Молчанова Л., Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников // Учитель. - 2015. - № 1. - С. 64-68.
13. Осипова И., Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. - № 8. - 2003. - С. 33-36.
14. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Изд-ий центр «Академия», 2012. – 480 с.
15. Святогоров М.В., Динамика мотивации учения в школе в младшем школьном возрасте. // Психологическая наука и образование. 2010. - № 3. - С. 26-30.
16. Русалов В.М., Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 2011.-№ 2. – С. 12-18.
17. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. - 2009. - 442 с.
18. Чирков В.И., Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 2011. -162 с.
19. Еникеев М. И., Теория и практика активизации учебно-познавательного процесса. - Казань: Таткнигоиздат, 2013. - 122 с.
20. Кабанова-Меллер Е. Н., Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 2011. - 96 с.
21. Калинина Н.В., К вопросу об активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения // Современное образование (материалы научно-практической конференции). Томск, - 2010. - Т. 1. - С. 44-47.
22. Анкета на выявление учебной мотивации. Электронный ресурс
23. Развитие познавательной деятельности. Электронный ресурс
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровьяформируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обученияребенка в школе. Она сложнапо своей структуреи требует специального формирования.Положительное отношениеу учениюу учащихся с ОВЗ может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки,подготовка к будущей работе,интерес к изучаемому материалуили получению знаний, интерес к процессуучебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др. Все это способствует, с одной стороны,развитию пониманиянеобходимости школьных знаний,интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны – повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к еще более лучшему отношению к школе.
Для повышения учебной мотивации можно проводить различного рода мероприятия, дидактические игры, тренинги, тематические конкурсы и т.д.