Применение пальчикового театра в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Количество детей с общим недоразвитием речи, увеличилось по сравнению с предыдущим десятилетием и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в квалифицированной помощи, как логопеда, так и других специалистов (врачей, психологов, педагогов). Это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Проблема развития связной речи в дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством пальчикового театра………………………………………………………………………………9
Понятие общего недоразвития речи в логопедии…………………………...9
Особенности развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………….15
Пальчиковый театр как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………….27
Выводы по первой главе…………………………………………………….….34
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством пальчикового театра…………………………………………………………….36
2.1 Определение уровня развития связной речи старших дошкольников на констатирующем этапе………………………………………………………….36
2.2 Формирующий этап по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством пальчикового театра………………………47
2.3 Динамика уровня развития связной речи старших дошкольников на контрольном этапе……………………………………………………………….50
Выводы по второй главе………………………………………………………...53
Заключение……………………………………………………………………...54
Литература………………………………………………………………………56
Приложение……………………………………………………………………..58
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду/ Е. А. Антипина. – М.: 2013.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л. В. Артемова. М.: ВЛАДОС, 2015.
3. Бордич А. М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич: Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". – М.: Просвещение, 1974.
4. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская – М.: ВЛАДОС, 2012.
5. Выготский Л.С. Детская речь/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1996.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ В.П. Глухов – М., 2014.
7. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт – Петербург: Питер, 2013.
8. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Елкина – М., 2004.
9. Ерастов Н. Л. Культура связной речи/ Н. Л. Ерастов– Ярославль. 1982.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников/ Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2010.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи/ Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, 2014.
12. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева – М., 2013.
13. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова Т. А. – М., 2015.
14. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПБ, 2004.
15. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / И. Н. Лебедева, СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2016.
16. Левина Р. Е. Уровни недоразвития речи/ Р. Е. Левина // Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста. – СПБ, 2012.
17. Лисицина М. И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисицина. – СПб: Питер, 2009.
18. Леонтьев А. А. Психология общения/ А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2015
При восприятии обращений речи доминирующим оказывается лексическое значение.
Дети не используют морфологические элементы для передачи прагматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов.
Как отмечает В.П. Глухов (1994), фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.