Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Введение
В настоящее время стоит вопрос об адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы. Важнейшими задачами подготовки к школьному обучению детей являются: развитие речи, формирование умений связно, грамматически правильно строить высказывания, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования. Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:
- коррекции звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
- обогащение словарного запаса;
- формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.
Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из значимых в логопедии.
Овладение предложно-падежными конструкциями является важной составляющей развития грамматического строя речи в целом и зависит от уровня сформированности других компонентов речевой системы.
Кроме того
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………......3
1. Современное состояние проблемы формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общем недоразвитии речи
1.1. Научные основы формирования предложно-падежных конструкций
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня …….….8
1.2.Особенности формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитии речи третьего уровней……………14
1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня……………………………………………………………….20
1.4.Анализ методов изучения и формирования предложно-падежных конструкций
у старших дошкольников при общем недоразвитии речи третьего уровня.............................................................................................................................25
Вывод по первой главе ………………………………………………………………………...32
2. Экспериментальная работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1. Организация эксперимента и методы исследования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………………………………………………………………………….34
2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня……………………………………………………………………………………………...41
2.3. Содержание логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня ……………………………………………………………………………………..……...48
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы ………………………………….57
Вывод по второй главе ……………………………………………………………………....63
Заключение…………………………………………………………………………………..........64
Список литературы…………………………………………………………….…………...........67
Приложения………………………………………………………………………………….....72
Список литературы:
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников» М. 2001
2. Волкова И. И., Волков О. Г. «Задания воспитателям коррекционных групп по лексическим темам для преодоления у детей общего недоразвития речи (старшая группа)» Чебоксары, 2005.
3. Гвоздев А. Н. «Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка» Ч. 1-2. М., 1949. 4. Гвоздев А. Н. «От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений» Саратов, 1981. 5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» М., 1990.
6. Кабанова Т. В., Домнина О. В. «Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» М. 2008.
7. Ковайкина «Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи» Журнал «Логопед» №3, 2007.
8. Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия» М., 2001.
9. Корнев И.П. «Изучение основных грамматических категорий во вспомогательной школе в связи с развитием логического мышления учащихся Сб. «Вопросы олигофренопедагогики» М., 1950.
10. Мастюкова Е. М. «Лечебная педагогика» М., 1997.
11. «Методы обследования речи детей» Под редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2003.
12. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
13. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Часть 1. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
14. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Часть 2. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
15. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как, Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексей Алексеевич Леонтьев, Ольга Ильинична Соловьева, Наринэ Витальевна Серебрякова, Левина Роза Евгеньевна, Чиркина Галина Васильевна, Филичева Татьяна Борисовна, Стелла Наумовна Цейтлин, Александр Николаевич Гвоздев, они изучали механизмы речи, основные этапы её развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результатов исследований показывает, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом растет, а сами нарушения речи принимают все более сложные формы. Специалисты отмечают, что употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с недоразвитием речи. Нарушения употребления предложно-падежных конструкций - это разновидность ошибок в грамматическом строении речи, возникающих при несформированной операции грамматического структурирования ( на основе модели генерации речевого высказывания А.А. Леонтьева и Т.В. Ахтиной). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушается дифференциация грамматических форм. Особенно заметными нарушениями грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи являются нарушения предложно-падежных форм существительных. Среди ошибок большинство авторов отмечает как нарушение падежных окончаний существительных (смешение, замена окончаний), так и нарушение при употреблении предлогов (пропуски, редукции, смешения). При этом во многих работах высказывается мнение, что выраженность нарушения зависит от выраженности проявления недоразвития речи. Для проведения эффективной