Особенности развития навыков общения младших школьников с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования
Введение
Актуальность. Общение – одна из важнейших частей совместной деятельности. Общение является развитием и установлением взаимодействия между людьми, обмена информацией, передача собственных способностей, опыта, умений и навыков, а также восприятие результата деятельности. Данные аспекты необходимы для формирования и развития общества и личности в целом.
Для каждого человека в обществе есть своё место и ему приходится всегда находиться в определенных отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, помогает реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.
Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества, реального общения с взрослыми – носителями этого опыта.
Введение
Глава I.
Теоретические основы проблемы развития навыков общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
1.2 Особенности развития навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста
1.3 Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения умственно отсталых детей в начальной школе
Выводы по первой главе
Глава II
Практическая работа по развитию навыков общения младших школьников с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста
2.2 Содержание и формы работы по формированию навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
2.3 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/М-во образования и науки Рос. Федерации 5-е издание., перераб-М: Просвещение,2017-53с.
- Агавелян, О. К. Общение детей с нарушениями умственного развития : автореферат дис. ... доктора психологических наук : /О. К. Агавелян. - Москва, 1989. - 36 c.
- Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева М.: Просвещение, 2000. 97 с.
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика, 2004. – 272 с.
- Аугене, Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д.Й. Аугене // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. – 1987. – №4 1987. – С. 76-80.
- Багян, А.А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А.А. Багян, Е.А. Татаринцева // Молодой ученый. – 2020. - № 4. – С. 274-215.
- Баскакова, И. Л. Внимание школьников-олигофренов : Учеб. пособие / И. Л. Баскакова. - М. : МГПИ, 1982 - 69 с.
- Богданова, А.А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения : дис. канд. пед. наук. СПб., 2004. 236 с.
Оценка результатов: Высокий уровень (3 балла) – дети украсили рукавички одинаково или очень похоже. В процессе работы дети активно обсуждают возможные варианты рисунков и способов раскрашивания; соглашаются друг с другом относительно выбора цветов для раскрашивания рукавичек; часто проводят явное и скрытое сравнение способов действия, осуществляя координацию, строя совместные действия; следят чтобы принятый замысел был осуществлён. Средний уровень (2 балла) – наблюдается частичное сходство отдельных признаков по цвету или форме отдельных совпадающих деталей, но встречаются и заметные различия. Низкий уровень (1 балл) – явное преобладание различий в узорах, либо полное отсутствие сходства. Дети не могут и даже не пытаются договориться или прийти к согласию, каждый настаивает на своем и действует отдельно от напарника.
Результаты проведенной методики таковы. Дети 40 % имеют низкий уровень умения пользоваться средствами выразительности в процессе общения. Кроме того, один из участников специально закрывал работу рукой, чтобы никто не увидел. Этим детям было сложно договариваться и сотрудничать. Все они нарисовали непохожие рукавички, не смотрели на то, что делает партнёр. На начальном этапе договариваться не стали. На помощь взрослого в процессе работы не реагировали.
Средний уровень сформированности данных умений наблюдался у 60 % детей. Они смогли нарисовать рукавички, частично похожие друг на друга: где-то совпадали цвета, где-то узоры. Но момент договора на начальном этапе отсутствовал, то есть дети подстраивались друг под друга уже в процессе работы: «Ты что рисуешь? Кружок? Тогда я тоже».
Высокого уровня диагностировано не было, так как никто из детей не пытался договориться.