Роль взрослого в обогащения сюжетов детских игр в условиях дошкольной образовательной организации
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...» (А.С. Макаренко) [8, c. 37]
Главный источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий его мир, жизнь и дея¬тельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры яв¬ляется наличие в ней воображаемой ситуации. Вообра¬жаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете представляется содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является главной составляющей сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрос¬лого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разно¬образные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражает¬ся в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Оглавление
Введение .............................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе...............................................................................................................................................6
1.1. Значение сюжетно ролевой игры в дошкольной образовательной организации.........................................................................................................................................6
1.2 Основные направления развития и обогащения сюжетов игр детей в дошкольных учреждениях…………………………………………………………………………………..........11
1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста..............................................................................................................................................16
Глава 2 Проведение эксперимента на определение важной роли взрослого в обогащении сюжетом игр дошкольников ...........................................................................................................22
2.1. Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей в условиях дошкольной образовательной организации……………………...…………………………………………......22
2.2. Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр дошкольников……………………………………………………………………………………...24
2.3. Разработка и проведение сюжетно-ролевых игры с детьми в разных группах..............................................................................................................................................25
Заключение .......................................................................................................................................31
Список использованных источников и литературы......................................................................33
Список использованной литературы
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. М. -2008.
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.
Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.
Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975. - 194 c.
Залогина?В.?П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре//Творческие игры в детском саду. М., 1945.?
Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-51-57.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000. - 255 c.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1986.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997-127.
Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.-- М., 1989. - 230 c.
Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. - 1983. - N7. - 77 c.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976-327
Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори, М.: Издательский дом ?КАРАПУЗ?, 2007 - 240 с.
Одним из таких условий выступает второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой может стать разыгрывание воспитателя с детьми отдельных игровых ситуаций – все то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда, как считает автор, должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. В связи с этим педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.
Иной подход к руководству играми в исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Р. А. Иванковой. Они развивают мысль о том, что сами дети становятся естественными носителями игровой культуры, то есть овладевают игровой деятельностью. Ввиду того, что этот процесс проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного процесса. Однако это не всегда возможно, поскольку зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть социальных влияний.