Совершенствование коррекционной работы по формированию лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является полноценность его речевой деятельности, которая формируется и функционирует в тесной связи с разнообразными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Отклонения в сфере речи затрудняют общение детей с окружающими и препятствуют успешному развитию их познавательных процессов. Они ограничивают формирование идей, понятий, затрудняют совершенствование чтения и письма в школьном возрасте. Изменения характера, часто возникающие как реакция на дефект, иногда усугубляют негативное влияние дефективной речи на формирование психики ребенка.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением сформированности всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики) у детей с нормальным слухом и интеллектом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Характеристика особенностей онтогенетического и дизонтогенетического развития речи 7
1.2. Особенности лексической стороны речи у детей в норме 14
1.3. Признаки развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 19
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 23
2.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР 23
2.2. Методики проведения исследования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 25
2.3. Результаты исследования 38
ГЛАВА III. ОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 45
3.1. Общая характеристика методик развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 45
3.2. Логопедическая работа по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР 50
3.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237, СПС «КонсультантПлюс».
II. Учебная и монографическая литература:
Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление /С. Е. Большакова. – М.: Сфера, 2015. – 124 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Юрайт, 2017. – 359 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).- СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 232 с.
Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 223 с.
Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
Р.Е. Левиной были выделены три уровня ОНР: первый уровень общего недоразвития речи, второй уровень общего недоразвития речи, третий уровень общего недоразвития речи. Впоследствии данная классификация была дополнена Т.Б. Филичевой, выделяющая также и четвертый уровень общего недоразвития речи.
Система коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи будет наиболее эффективной, если в учреждении будут созданы специальные образовательные условия, включающие: диагностический блок, лечебно – профилактический блок, воспитательно – образовательный и коррекционно – развивающий блок, социальный блок.
Характерная черта словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.