Феномен речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте - детское словотворчество
Введение
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, применение средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают - процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Изучение родного языка, как средство и приём общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к пониманию речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, не может быть удачно пройден на более поздних возрастных этапах.
В настоящее время наука, которая занимается изучением детской речи, называется онтолингвистикой.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Основы теории детского словотворчества
1.1 Развитие лексики в онтогенезе
1.2 Формирование у ребенка грамматического строя русского языка
1.3 Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
1.4 Выводы по главе I
ГЛАВА II. Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах
2.1 Систематизация и классификация единиц процесса словотворчества на основе бесед с молодыми родителями и собственного опыта
2.2 Методика с вербальной опорой «Что это такое?»
2.3 Выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Печатные издания
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/А.Н. Гвоздев. - СПб.: «Детство-пресс», 2007.- 472с.
2. Лурия, А.Р. Язык и сознание/А.Р. Лурия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.- 416 с.
3. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов/Е.О. Смирнова – М.: Владос, 2003. – 368с.
4. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества/Т.Н. Ушакова// Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 114-127.
5. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984.-240с.
6. Чуковский, К.И. От двух до пяти/К.И. Чуковский.- М.: КДУ, 2005.- 400с.
Слова связываются в предложения с помощью различных грамматических средств. Отмечают три стадии.
Стадия формирования первых форм связи слов в предложения: рода, числа, некоторых падежей.
стадия использования системы флексий русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончаний существительных и глаголов, устанавливающее связь слов в предложении.
Стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений – союзов, предлогов, наречий.
Стоит заметить, что раньше всего, по словам Гвоздева (там же, с.162-165) усваиваются речевые формы, обозначающие отношения орудия и цели действия (творительный падеж).