Историко-педагогический аспект проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка
Введение
Актуальность исследования: Институт семьи является древнейшим социальным институтом в нашем обществе. В последнее время ученые из разных областей науки (психологи, педагоги) начали активно изучать проблему влияния семейного воспитания на становление личности ребенка. Подобное внимание к данной теме объясняется рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во многом формируются в кругу родных. Проблеме семейного воспитания уделяется внимание на государственном уровне, ведь важно, что будущие поколения росли любви, комфорта и заботы. «Право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу; на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства» - гласит Семейный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы семьи и брака в нашей стране [1, гл.11, ст.54]. Также стоит отметить, что государство старается поддерживать семьи, например, с помощью материальных выплат, как это было в период пандемии в 2021 году, когда миллионы семей находились в трудной жизненной ситуации, что несомненно сказывалось и на обстановке дома [2]. Закрепление прав ребенка в Конституции РФ, материальная помощь семьям, создание среды для благоприятного развития детей свидетельствуют о внимании государства к текущим проблемам в области воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Семейное воспитание как фактор успешного формирования и развития личности 5
1.1 Проблемы семейного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике: сравнительный анализ 5
1.2 Влияние семьи на формирование личности 13
Выводы по первой главе 17
Список использованной литературы
Педагогические идеи П. Ф. Каптерева, российского педагога и психолога, во многом перекликаются с идеями П. Ф. Лесгафта. Как и его коллега, Петр Федорович был против авторитарного воспитания, отстаивая равноправие ребенка в семье. В статье «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» ученый говорил о сочетании уважения личности ребенка с требовательностью к нему: «К детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать права их. Родители должны отчетливо осознавать свое отношение к детям и выполнять свои обязанности к ним без криков, без угроз, без раздражения и гнева, с каковым спокойствием должны требовать и от детей исполнения их обязанностей по отношению к себе. Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гражданского развития дитяти» [8, с.238].