Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач в обучении детей дошкольного возраста является обучение родному языку. Речь является средством коммуникации, средством восприятия ребенком окружающего мира, которое способствует всестороннему развитию детей.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения языка. Полноценное овладение языком в этот период жизни становится важным для решения умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Одной из важных задач дошкольных учреждений является формирование и развитие у детей дошкольного возраста связной монологической речи. Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей [3, с. 20].
М.Р. Львов утверждает, что «монолог – речь одного лица. Монолог, как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль» [28, с. 130].
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………... |
3 |
|||
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….. |
6 |
|||
|
6 |
|||
|
10
15
20
27 |
|||
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………. |
32 |
|
||
|
32 |
|
||
|
43 |
|
||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………….. |
66 |
|
||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………... |
68 |
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………. |
72 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 17 октября 2013 г. № 1155, [электронный ресурс].- режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 28.12.2021).
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2008. 159 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2011. 55 с.
Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. издание. Мн. : Соврем. шк., 2009. 512 с.
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 678 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008.
Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования М.: АПН РСФСР, 1956. 517 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей группе. М.: Гном, 2013. 609 с.
Дорош, Л. Развитие речи детей раннего возраста // Пралеска. 2009. № 1. С. 62-64.
Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2018. 76 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2011.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 2009. 368 с.
Иванова, О. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду: методич. Пособие. Ярославль: Академия развития, 2009. 192 с.
Коломинский, Я. Л. Детская психология: учеб. пособ. Мн.: Университетское, 1988. 399 с.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2009.
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1998. 175 с.
Возможность перемещения деталей позволяет без особых сложностей исправить допущенные ошибки. Важно, чтобы детали аппликации имели привлекательный для детей внешний вид, не требовали много времени для их создания или были предложены в готовом виде.
В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета.
В своей работе Б.Г. Мещеряков определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность [7].
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и другое. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями [13].
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином [15].
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.