Психолого-педагогическое сотрудничество школы и семьи в процессе адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями
Введение
В современном Казахстанском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания.
Появление в семье ребенка с ОВЗ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Как правило, увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализы показывают, что среди семей с детьми с ОВЗ самый большой процент составляют неполные материнские семьи.
Содержание
Введение. Актуальность темы.
Основная тема
Глава 1. Понятие инклюзии и основные взгляды на инклюзию, типы семей и методы работы
Дети с особыми образовательными потребностями и их права
Особенности психолого-педагогического сотрудничества в включении детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс
Глава 2. Социальный педагог в инклюзивном образовании
2.1 Перспектива работы с детьми ОВЗ
2.2 Проблемы в развитии инклюзивного образования в Казахстане
Заключение
Список источников
Список использованных источников и литературы
Алехина С.В. , Семаго Н.Я., Фадина А.К. «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Герасимова А. Популярная логопедия. – М.: Айрис Пресс, 2008.
Детари Л. Биологические ритмы. - М., 1984.
Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.
Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Автореф. дис. докт. социол. наук. Самара. 2004.
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы
международной научнопрактической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
Назарова Н.М. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. // Специальная педагогика. М., 2002.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.
Фуряева Т.В. Педагогика интеграции детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации //Педагогика интеграции: основания, ресурсы и практики: Мат-лы I Всероссийской конференции (Красноярск, 15-16.10.2008) /Отв. за выпуск А.В.Чистохина. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - С. 4-17.
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Просвещение, 2000. 87 с.
Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106
Более половины респондентов (54,6% учителей, 51% родителей) полагают, что дети с ОВР должны обучаться в обычных общеобразовательных школах, а не в специальных организациях образования (вопрос №2). Вместе с тем достаточно большая доля опрошенных (46,4% учителей, 49% родителей) не разделяют идеологию инклюзивного образования и считают, что дети с ОВР должны учиться отдельно от своих сверстников. Анализ результатов изучения отношения учителей и родителей к возможности совместного обучения с детьми с ОВР показал следующее: 54,6%/51% не возражают, чтобы в одном классе учились дети с ОВР; 22,1%/24% считают, что дети с ОВР могут находиться в общеобразовательной школе, однако их следует обучать в отдельных классах; 24,2%/25% против того, чтобы дети с ОВР обучались в обычной школе.
Мнения педагогов о влиянии инклюзии на образование в школе (вопрос №3) разделились следующим образом:
• 90% считают, что инклюзивное образование приучит всех участников образовательного процесса быть добрыми, терпимыми, способными к взаимопомощи, послужит импульсом духовнонравственного воспитания учащихся;
• 10% считают, что качество обучения возрастет;
• 20% опасаются обратного и полагают, что качество обучения снизится.