Формирование произносительных навыков гласных звуков у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией

Цель курсовой работы – изучить теоретическое обоснование, принципы и приемы работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией на материале звуков.
Author image
Fadis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.07.2022
Объем файла
189 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
800 руб.
1000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Именно старший дошкольный возраст – самый важный период в подготовке детей к постоянным занятиям в школе. Ведь именно в школе ребенок будет обучаться письму и чтению.
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для её производства. Для нормального развития звукопроизношения, прежде всего, необходимо, чтобы в период его формирования речеслуховой и речедвигательный анализаторы были сохранны во всех своих разделах (воспринимающем, проводниковом и центральном).
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием центральной нервной системы (О.В. Правдина [27]). Структуру дефекта при дизартрии составляют нарушения как речевых функций, так и нарушения неречевых функций (общей, мелкой и артикуляционной моторики, высших психических функций).
Е.Н. Винарская [7, с.11] характеризует диз

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………... 7
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме…………………..... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией……………………….... 12
1.3. Нарушение произношения звуков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией………………………………………...….. 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ …………………… 22
2.1.Принципы и организация логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста ………………………………….……… 22
2.2.Методика обследования моторики и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………. 27
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ……………………………… 33
3.1.Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по формированию произносительных умений и навыков у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии……… 33
3.2.Содержание логопедической работы по коррекции нарушений произношения звуков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией...................................................................................................... 36
3.2.1. Подготовительный этап к постановке звуков ……………. 38
3.2.2. Этап постановки звуков ……………………………............ 41
3.2.3. Этап автоматизации звуков ……………………………….. 43
3.2.4. Этап дифференциации звуков …………………………….. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………. 61

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина,
    М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб, и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – С. 448.
  2. Артамонова, Н. В., логопед-дефектолог, статья «Псевдобульбарная дизартрия» – URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/pseudobulbar-dysarthria#h2_20 (дата обращения: 24.10.2020).
  3.  Артамонова, Н. В., логопед-дефектолог, статья «Ротацизм» – URL:  https://www.krasotaimedicina.ru/symptom/speech-distortion/rhotacism (дата обращения: 11.03.2021).
  4. Архипова, Е. Ф. Организация коррекционной работы. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Лекция 3 Дизартрия. – URL: https://arkhipovaef.ru/lekcziya-3-dizartriya/ (дата обращения: 25.03.2021).
  5. Бессонова, Т. П., Грибова О. Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей» изд-во «АРКТИ» 2009 г.
  6. Бондаренко, К. А. Статья "Развитие звукопроизношения в онтогенезе" – URL: https://multiurok.ru/files/statia-razvitie-zvukoproiznosheniia-v-ontogeneze.html (дата обращения: 21.10.2020).
  7. Винарская, Е. Н. Дизартрия. / Библиотека логопеда. – Москва , 2005. –
    С. 51.
  8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. – Москва : Просвещение, 1987. – С. 223.
  9. Все о речи. – URL: https://vseorechi.ru/razvitie-rechi/deti/avtomatizatsiya-zvuka-r.html (дата обращения: 22.03.2021).
  10.  Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Просвещение, 1961 – С. 336.
  11.  Дарья Колесник. «Цель и задачи логопедического обследования». – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/cel-zadachi-logopedicheskogo-obsledovanija.html (дата обращения: 16.03.2021).
  12.  Дифференциация звуков Р – РЬ в приложениях. – URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/12/21/differentsiatsiya-zvukov-r-r-v-predlozheniyah (дата обращения: 23.03.2021).
  13.  Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. – Мн. : НМЦентр, 1994. – С. 20.
  14.  Зверева, О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей / О. Л. Зверева // Педагогический мир (Раздел «Дошкольное образование») – URL:  http://pedmir.ru/ (дата обращения: 22.10.2020).
  15.  Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. – URL: https://correction_pedagogy.academic.ru/654/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 22.03.2021).
  16.  Лавская, Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей / Н. С. Лавская, Т. П. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 512-514.
  17.  Логопед лицея – URL: https://www.sites.google.com/site/logopedlicea/metodiceskaa-kopilka/logopediceskoe-obsledovanie (дата обращения: 11.03.2021).
  18.  Логопедия. / учеб для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. К. П. Беккер, М. Совак. – Москва : Просвещение, 1983 – С. 267.
  19.  Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
    Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской –  Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — С. 680.
  20.  Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения сонорных звуков. – URL: https://infourok.ru/logopedicheskaya-rabota-po-korrekcii-narusheniya-zvukoproiznosheniya-sonornih-zvukov-3072656.html (дата обращения: 19.03.2021).
  21.  Мастюкова, Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — Москва, 1977.
  22.  Мастюкова, Е. М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии /
    Е. М. Мастюкова // Дефектология. - 1966. - № 5. – С. 3 – 7.
  23.  Основы логопатологии детского возраста / Под ред. Корнева А. Н.– Санкт-Петербург, 2006.
  24.  Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – Москва : АРКТИ, – С. 240.
  25.  Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. – URL:  https://referat.co/diplom/339828-pedagogika-osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyih-navyikov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-psevdobulbarnoy-dizartriey/read?p=18 (дата обращения: 18.03.2021).
  26.  Постановка звука [Р] при дизартрии. Логопедические упражнения на развитие речи. – URL: https://www.syl.ru/article/193599/new_postanovka-zvuka-r-pri-dizartrii-logopedicheskie-uprajneniya-na-razvitie-rechi (дата обращения: 20.03.2021).
  27.  Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов / О. В. Правдина. – Москва : Просвещение, 1973. – С. 272.
  28.  Правдина, О. В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практике / О. В. Правдина. – Москва – 1948. – С. 160.

Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речи, которое связано с патологией иннервации мышечных волокон артикуляционных мышц. Заболевание возникает из-за патологии проводящих путей, в частности корково-бульбарного. При псевдобульбарной дизартрии наблюдается изменение голоса, речь становится непонятной, медленной, затрудненной. Речь нарушается из-за патологии функции гортани, рта, языка, щек. Пациентам проводится тщательное обследование, которое включает как объективные, так и субъективные методы.
Структур