Совершенствование методики обучения плаванию детей 7-8 лет в условиях глубоководного бассейна
Введение
Актуальность исследования. Одним из самых важных жизненно-необходимых навыков человека является плавание, ведь число несчастных случаев на воде растет из года в год огромными темпами. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние пять лет гибель на воде является третьей по частоте причиной смертности. Ежегодно от утопления гибнет около 400 тысяч человек. Каждый час вода уносит жизни около 40–45 человек, из них более 20% несчастных случаев на воде приходится на долю детей в возрасте до 14 лет. Не умеющих плавать среди детей в возрасте 10-12 лет более 40%, а среди младших школьников и дошкольников – 90% [1,12].
Самым важным этапом в обучении плаванию является процесс начального обучения, так как в нём формируется умение свободно держаться на воде и закладываются все необходимые основы техники плавания, формируется интерес к занятиям физической культурой и спортом [9].
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ4
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы8
1.1. Особенности физического развития и физической подготовленности детей 7-8 лет10
1.2. Психолого-педагогические особенности детей 7-8 лет13
1.3. Влияние плавания на здоровье и физическое развитие детей 7-8 лет15
1.4. Современные средства и методы обучения плаванию детей 7-8 лет17
1.5.Методические подходы к обучению плаванию в условиях глубокого бассейна…………………………………………………………………………………..21
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования25
2.1. Задачи исследования25
2.2. Методы исследования25
2.2.1. Метод теоретического анализа и синтеза26
2.2.2. Педагогическое наблюдение27
2.2.3. Педагогический эксперимент28
2.2.4. Метод экспертного оценивания29
2.2.6. Методы математико-статистической обработки32
2.3. Организация исследования32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение34
3.1. Оценка плавательной инфраструктуры Забайкальского края34
3.2.Характеристика учебно-тренировочного процесса обучения плаванию детей 7-8 лет в «Спортивной школе№9» г. Чита36
3.3.Методика начального обучения плаванию детей 7-8 лет в условиях глубоководного бассейна41
3.4.Аналтиз педагогического эксперимента и оценка его эффективности51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ64
Выводы67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ69
Приложение А72
Приложение Б76
ПриложениеВ………………………………………………………………………83
Приложение Г……………………………………………………………………84
Список литературы.
Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. - 160 с.
Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве¬дений / А.Д. Викулов.—М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.—367с.
Геркан Л.В. Начальное обучение плаванию на глубокой воде (по опыту ГДР) //Плавание. Вып. 2, 1971, с. 34-36.
Гольцев В.Н. Методика начального обучения плаванию детей в условиях глубокого бассейна (из опыта работы тренерско-преподавательского состава ДЮСШ плавания г. Тулы по массовому обучению плаванию) / Гольцев В.Н., Трубицына Л.В. // Плавание: Ежегодник. - М., 1984. - С. 50-51).
Кашкин Д.А., Попов О.Н., Смирнов В.В. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.
Максимова С.А. Программа начального обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях глубоководного бассейна / Ряз. обл. ин-т развития образования- Рязань, 2005. – 20 с.
Росстат Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (Забайкалкрайстат), Забайкальский край в цифрах 2019 ( код по каталогу 10.5), официальное издание город Чита 2019г.
Туркин Ю. К. Адаптационно-методические принципы при обучении плаванию на начальном этапе // Известия МГТУ. - 2011. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionno-metodicheskie-printsipy-priobuchenii-plavaniyu-na-nachalnom-etape (дата обращения: 29.01.2018).
Фараджева Н.А. «Физическое развитие и физическая подготовленность детей 5-7 лет, проживающих в Восточном Забайкалье» - журнал Гуманитарный вектор 2008 № 4, г. Чита
2.3. Организация исследованияНа первом этапе (январь-май 2020 г.) была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, определена проблема, сформулирована гипотеза, цель, задачи исследования, подобраны наиболее информативные методы оценки уровня плавательной подготовленности детей 7-8 лет, были установлены сроки проведения эксперимента, определён состав участников. Педагогический эксперимент по проверке эффективности воздействия методики обучения плаванию детей 7-8 лет, адаптированной для Забайкальского края в условиях глубоководного бассейна проходил в период с сентября по ноябрь 2021 г. на базе бассейна «Спортивной школы№9» г. Читы, оценивались показатели плавательной подготовленности детей 7-8 лет.
На третьем этапе (сентябрь – ноябрь 2020 г.) осуществлялась обработка, интерпретация результатов исследования, написание и оформление научной работы.