Влияние личностных качеств на социальный статус в подростковом возрасте
Введение
Актуальность исследования: Тенденция развития современного образования связана с решением задач по созданию условий для саморазвития и самоактуализации подростков и молодежи. Это отражено в материалах Федеральных государственных образовательных стандартов, Национальной доктрине образования в РФ, в содержании «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в Законе РФ «Об образовании».
В документах провозглашается важность формирования у детей и молодежи готовности к самостоятельному выбору, несения за него ответственности, необходимость воспитания свободной личности, умеющей построить свою жизнь на основе сделанного выбора. Речь идет об экзистенциальных категориях, являющихся показателями саморазвития личности.
Обозначенный целевой ориентир развития образования в Российской Федерации соотносится с общей мировой тенденцией развития образования, о чем свидетельствуют научные публикации ученых, представителей педагогической науки и практики разных стран мира (М. Цай [6], В. Закировой и А. Хазифовой [7], И. Максимчук, О. Сахач, И. Демченко, С. Фурдуй, Б. Максимчук, О. Протас, Е. Кызько [8], Т. Нг [9], Й. Жан, З. Х. Ван [10].
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния личностных качеств на социальный статус в подростковом возрасте 6
1.1 Характеристика подросткового возраста 6
1.2 Особенности влияния личностных качеств на социальный статус в подростковом возрасте 14
Глава 2. Исследование влияния личностных качеств на социальный статус в подростковом возрасте 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Результаты исследования 24
Заключение 28
Список литературы 30
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/#dst0
3. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / А. В. Аверин. – М.: Академия, 2019. – 449 с.
4. Бардина, Е. В. Особенности самооценки у младших школьников с разным социометрическим статусом / Е. В. Бардина // Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе: сб. науч. тр. / под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск, 2018. – С. 64–68.
5. Белякова, Е. Г. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2018. – 240 с.
6. Бережницкая, О. Н. Психолого-педагогические особенности младшего подростка в свете современных исследований / О. Н. Бережницкая // Известия Южного федерального ун-та. Педагогические науки. 2018. – № 8. – С. 136–141.
7. Бернс, Р. Развитие «Я–концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
8. Бороздина, Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
9. Брантова, Ф. С. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков / Ф. С. Брантова [и др.] // Safety of a person and society as a problem of social sciences and humanities: мaterials of the IV international scientific conference. – 2017. – С. 68–70.
10. Бурамбаева, Д. А. Формирование адекватной самооценки млад-ших подростков как фактор психологической безопасности личности / Д. А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № S1. – С. 136–140.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / ред.-сост. Г. В. Берменская. – М., 2015. – С. 88–97.
12. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2017. – 398 с.
13. Дорошина, И. Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) / И. Г. Дорошина // Социосфера. – 2010. – № 2. – С. 37–41.
14. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
15. Еникеева, К. М. Сравнительная характеристика самооценки младших и старших подростков / К. М. Еникеева, А. Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 87–90.
16. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
17. Иванова, И. А. Особенности развития мыслительной деятельности у младших подростков / И. А. Иванова [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–10. – С. 342–349.
18. Казакина, М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия её формирования / М. Г. Казакина. – СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2017. – 65 с.
19. Казанская, В. Подросток. Трудности взросления / В. Казанская. –СПб.: Питер, 2018. – 248 с.
20. Князева, Т. Н. Особенности проявления личностных черт у младших и старших подростков / Т. Н. Князева, А. В. Матюкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–9. – С. 326–333.
21. Колесов, Д. П. Современный подросток. Взросление и пол / Д. П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2013. – 411 с.
22. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. – Минск, 2014. – 240 с.
23. Комленок, К. С. Развитие самооценки младших подростков / К. С. Комленок, Е. Ю. Дубовик // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сб. науч. тр. / под общ. ред. Е. П. Ткачёвой. – Белгород, 2019. – С. 70–72
24. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 2019. – 368 с.
25. Косова, Я. В. Исследование влияния самооценки личности подростка на социометрический статус в группе / Я. В. Косова // Психологическая студия: сб. ст. / под ред. С. Л. Богомаза [и др.]. – Витебск, 2019. – С. 89–91
26. Крушельницкая, О. Б. Подросток в системе референтных отно-шений: учеб. пособие / О. Б. Крушельницкая. – М., 2017. – 208 с.
27. Кузьмина, А. Н. Взаимосвязь самооценки с социометрическим статусом в группе / А. Н. Кузьмина, Н. Г. Гайфуллина // Форум молодых учёных. – 2018. – № 6–2 (22). – С. 383–386
28. Лебедева, Е. И. Эмоциональные и личностные особенности младших подростков с различным социометрическим статусом / Е. И. Лебедева // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2018. – № 4. – С. 89–101.
29. Липкина, А. И. Самооценка подростка / А. И. Липкина. – М.: Знание, 2010. – 96 с.
30. Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка / М. И. Лисина. – Воронеж: Модэк, 2007. – 383 с.
31. Личность и её формирование в подростковом возрасте / под ред. Р. Ю. Ивановского. – М.: Академия, 2014. – 227 с.
32. Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии: учеб. пособие / И. М. Марковская. – Челябинск, 2019. – 46 с.
33. Морено, Я. Л. Социометрия / Я. Л. Морено. – М., 2007. – 212 с.
34. Мухамадиярова, Г. Ф. Сравнительный анализ самооценки у младших и старших подростков / Г. Ф. Мухамадиярова // Проблемы и пер-спективы развития гуманитарных наук и образования в ХХI веке. – Стерлитамак, 2015. – С. 276–279.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 420 с.
В отдельных исследованиях представлены личностные особенности, характерные только для одной группы подростков с опытом КБ. Так, «агрессорам» в большей степени присущи максимализм, социальный пессимизм, высокий антисуицидальный фактор, демонстративность, желание быть в центе всеобщего внимания, самоуверенность, желание быть лидерами в группе. У «агрессоров» исследователи отмечают более низкий уровень самоконтроля в сравнении с подростками, не сталкивающимися с КБ.
Для подростков, инициирующих травлю, характерны высокий риск расстройств поведения, гиперактивность, склонность к курению, употреблению алкоголя и психоактивных веществ, низкий уровень просоциального поведения. Отсутствие четкого родительского контроля являлось предиктором в увеличении вероятности склонности к агрессивному поведению в Интернете.
Исследования, описывающие характеристики «жертв» кибербуллинга, свидетельствуют о низком социальном статусе в их возрастной группе, низком уровне социальной интеграции, поведенческих проблемах в школе и проблемных отношениях с родителями и учителями. Также было обнаружено, что подростки, подвергавшиеся травле, чаще всего были из неполных семей. Повышенная социальная тревожность среди «жертв» неоднократно описывается в исследованиях. По сравнению с детьми, не участвующими в издевательствах, подростки, которые одновременно являются «жертвами» и «агрессорами», острее реагируют на стрессовые ситуации, выражая эмоции злости или раздражения.