Нарушения письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий это явление нередкое в начальной школе, а также имеют большое значение в науке и практике. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
При анализе дисграфий педагоги выделяют их разные варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и др. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и другие указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1. Формирование письменной речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией 5
1.2. Организация логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по коррекции нарушений письменной речи 8
Выводы по 1 главе 13
ГЛАВА 2. Анализ содержания методик обследования письменной речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией 15
2.1. Содержание методик обследования письменной речи 15
2.2. Подходы к выбору методик для обследования письменной речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией 18
Выводы по 2 главе 24
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 25
3.1 Организация и методика работы исследования состояния письменной речи детей младшего школьного возраста с дизартрией 25
3.2 Основные направления и содержание логопедической работы при дизартрии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 234 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ:Астрель, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. //Коррекционная педагогика. - №1. – 2004. - с.36-42.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
5. Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
6. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи : метод. пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 55 с.
7. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
8. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
9. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.:Академия, 2003. – 96 с.
10. Дьякова Е.А. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе.// Логопед в детском саду. – 2005. - №5. – с. 102-110.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
12. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 3. – с. 63-65.
13. Костенькова О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей.// Логопед в детском саду. – 2008. - №9. – с.66-71.
14. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников.// Логопед в детском саду. – 2005. - №4. – с.50-52.
15. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 2005. — 192 с.
16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 448 с.
17. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста.// Специальное образование. – 2010. №2. – с.68-81.
18. Приходько О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии.// Специальное образование. – 2010. - №4. – с.57-79.
19. Приходько О.П.Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.- 160 с.
20. Фатеева Н.М., Чубенко Е.А., Посохова М.А., Шанаурина О.А. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией.// Специальное образование. – 2010. - №2. – с. 44-50.
Одним из важнейших направлений логопедических исследований дизартрии является поиск способов ее коррекции и компенсации. Проблемами содержания логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы, такие как М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие. В настоящее время работа по устранению дизартрии предполагает комплексный характер и включает в себя три блока: медицинский, психолого-педагогический и логопедический. Приведем их характеристику. Содержание медицинской работы по преодолению дизартрии определяется врачом-неврологом. Оно базируется на диагностике органических причин дизартрии, исследовании всех факторов ее возникновения и попытках преодолеть первопричину нарушений. Как правило, в рамках медицинской работы по преодолению дизартрии используется применение медикаментозных средств, физио- и рефлексотерапии, лечебной физкультуры и массажа.