Анализ и совершенствование трудовой мотивации работников предприятия ООО «СФК-Ремстрой»
Введение
Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого фактора, поэтому главный потенциал современной организации заключен в кадрах. Достижение целей предприятия и успешное решение поставленных задач возможно лишь при грамотном управлении персоналом.
Эффективность использования человеческих ресурсов в организации зависит как от компетенций, или потенциала сотрудников, так и от их желания работать, то есть от уровня трудовой мотивации. Чтобы вовлечь весь персонал в процессы улучшения качества продукции, повысить эффективность деятельности каждого сотрудника, максимально раскрыть творческий потенциал всего коллектива в целом, необходимо применить систему мотивации качественного труда, которая является составной частью системы качества.
Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или
Содержание
Введение………………………………………………………………………......... 7
1 Теоретические аспекты повышения качества труда через систему мотивации работников………………………………………………………………….……… 9
1.1 Сущность системы трудовой мотивации, основные понятия, формы и модели……………………………………………………………………………… 9
1.2 Управление мотивацией персонала как фактор повышения качества труда….. 14
1.3 Мотивация персонала в системе менеджмента качества организации…………………………………………………………………...….... 19
1.4 Выводы по разделу……………………………………………………………..….. 24
2 Анализ деятельности предприятия ООО «СФК-Ремстрой»……………………. 26
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «СФК-Ремстрой»………………… 26
2.2 Анализ кадрового состава и методов управления персоналом ООО «СФК-Ремстрой»……………………………………………………………………...…… 32
2.3 Анализ системы менеджмента качества ООО «СФК-Ремстрой»……………… 36
2.3.1 Общая характеристика СМК ООО «СФК-Ремстрой»…………………..…........ 36
2.3.2 Обеспечение ресурсами ООО «СФК-Ремстрой»……………………................... 41
2.4 Оценка системы трудовой мотивации работников, используемой на предприятии ООО «СФК-Ремстрой»……………………………………………. 46
2.4.1 Цели и этапы построения системы трудовой мотивации работников ООО «СФК-Ремстрой»……………………………………………………………..…… 46
2.4.2 Формы материального и морального стимулирования ООО «СФК-Ремстрой»………………………………………………………………..………… 48
2.4.3 Оценка эффективности системы трудовой мотивации ООО «СФК-Ремстрой» 51
2.5 Разработка анкеты, проведение и анализ результатов анкетирования………… 54
2.6 Выводы по разделу………………………………………………………………… 55
3 Рекомендации по улучшению трудовой мотивации ООО «СФК-Ремстрой»………………………………………………………………...………… 57
3.1 Мероприятия по улучшению морально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………………….. 57
3.2 Создание системы учета оценки выполненных работ………………………….. 60
3.3 Мероприятия по улучшению условий труда…………………………………….. 65
3.4 Совершенствование системы мотивации через «Карту мотивации сотрудника»……………………………………………………………………...… 67
3.5 Выводы по разделу………………………………………………………………… 71
4 Психофизиологический анализ трудовой деятельности……………………..… 72
4.1 Психофизиологическая составляющая трудовой деятельности………………... 72
4.2 Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок.. 74
4.3 Выводы по разделу………………………………………………………………… 77
Заключение………………………………………………………………………… 78
Список использованных источников…………………………………………...... 80
Список использованных источников
1. Анисимов, В. М. Кадровая служба и управление персоналом организации [Текст] : Учебное пособие / В. М. Анисимов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. – 704 с.
2. Алехина, О. Е. Стимулирование развития работников организации [Текст] / О. Е. Алехина // Управление персоналом. – 2018. – №1. – С. 50-52.
3. Бандурин, А. В. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации [Электронный ресурс] / А. В. Бандурин, Б. А. Чуб // СПб., 2001-2007. Режим доступа: http://bigc.ru/publications/other/org_culture/strat_meng_and_kadr_org.php
4. Белкин В. Н. Мотивы и стимулы труда [Текст] / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина // Социальная защита. – 2019. – №7. – С. 44-47.
5. Блинов, А. С. Мотивация персонала корпоративных структур [Текст] / А.С. Блинов // Маркетинг. – 2019. – № 1. – С. 88–101.
6. Верхоглазенко, В. Н. Система мотивации персонала [Текст] / В. Н. Верхоглазенко // Живая психология. – 2019. – Том 2. – № 4. – С. 319-336.
7. Володин, А. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда [Текст] / А. Володин, М. Назарук // Журнал: Банковские технологии. – 2018. – №10. – С. 29-31.
8. Вырковский, А. Поиск мотива [Электронный ресурс] / А. Вырковский, К. Бочарский // Журнал о работе. – 2015. Режим доступа:http://rjb.ru/blog.cgi?view=369
9. Галяутдинов, Р. Р. Процессуальные теории мотивации: краткий обзор [Электронный ресурс] / Сайт преподавателя экономики // 2017. Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/processualnye-teorii-motivacii
10. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] : Учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 511 с.
11. Глудкин, О. П. Всеобщее управление качеством [Текст] :Учебник для вузов / О. П. Глудкин, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2018. – 600 с.
12. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. – Введ. 2015-11-01 // StandartGost.ru. – Режим доступа:http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_%D0%98%D0%A1%D0%9E_9001-2015.
13. Гутгарц, Р. Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия [Текст] / Р. Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – №5. – С. 105-117.
14. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда [Текст] / И. Гущина // Человек и труд. – 2018. – №1. – С. 169-174.
15. Добролюбов, Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала [Текст] / Е.А. Добролюбов // Банковские технологии. – 2019. – №3. – С. 41–44.
16. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин.– СПб.: Питер, 2018.–512с.
17. Кибанов, А. Я., Основы управления персоналом [Текст] : учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 638 с.
18. Кибанов, А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 524 с.
19. Кириллов, Л. Как заставить сотрудников "гореть" на работе [Текст] / Л. Кириллов // Журнал: Управление персоналом. – 2018. – № 6. – С. 26-31.
20. Комаров, Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом [Текст] / Е. И. Комаров // Журнал: Управление персоналом. – 2017. – № 1. – С. 38–41.
21. Махорт, Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности [Текст] / Н. Махорт // Управление персоналом. – 2019. – №7. – С. 35–37.
22. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М.: СПб.; Киев : Вильямс, 2019. – 672 с.
23. Моргунов, Е. Б. Модели методы управления персоналом [Текст] :Российское британское учебное пособие / Под ред. Е. Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2017 – 235 с.
24. Мотивация персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kpms.ru/Implement/Motivation.htm. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 15.11.2021).
25. Огнетова, И. Ю. Роль мотивации персонала в системе менеджмента качества [Электронный ресурс] / И. Ю. Огнетова // Молодой ученый. – 2019. – №6. – С. 44-47. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/6/459/
26. Резник, С. Д. Организационное поведение [Текст]: Учебник / С. Д. Резник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 460 с.
27. Ричи, Ш. Управление мотивацией [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ш. Ричи, П. Мартин // Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 400 с.
28. Самоукина, Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах: сборник практических инструментов [Текст] / Н. В. Самоукина. – М.; ЭКСМО, 2018. – 266 с.
29. Самыгин, С. И., Управление персоналом [Текст] : серия «Учебники, учебные пособия»/ С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, С. И. Шило и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2017 – 215 с.
30. Снежинская, М. Нет мотива – нет работы. Мотивация у нас и у них [Текст] / М. Снежинская, О. Кондратьев, Ю. Мелихов. – Изд-во: Litres, 2017. – 344 с.
31. Страхова, О.А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя [Текст] :учебное пособие / О. А. Страхова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. – 168 с.
32. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] : учеб.-практ. пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – 5-е изд. – М.: Дело, 2018 – 272 с.
33. Чекмарев, О. П. Мотивация и стимулирование труда [Текст] : учебно-методическое пособие / О. П. Чекмарев. – СПб., 2017. – 343 с.
34. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] : учебник / С. А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2017. – 224 с.
35. Шапиро, С. А. Сколько стоит труд? [Текст] : учебное пособие / С. А. Шапиро, Н. Е. Равикович. – 2-е изд., доп. и перераб. –М.: «Альфа-Пресс», 2017 – 368 с.
Процессуальные теории мотивации, не отрицая существование и влияние на человека его потребностей, указывают на то, что поведение людей формируется не только под их воздействием, а так же определяется: восприятием, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией, и возможными последствиями выбранного ими типа поведения. Процессуальные теории мотивации анализируют то, как человек распределяет свои усилия для достижения цели, и какой вид поведения при этом выбирает. Можно сказать, что они больше ориентированы на процесс достижения цели (потому и называются процессуальными теориями), а не на содержание цели (как содержательные теории мотивации). Но при этом процессуальные теории вовсе не отвергают роль потребностей в мотивации человеческой деятельности, просто согласно ним не менее важны и условия удовлетворения потребностей: ожидаемое вознаграждение и справедливая оценка результата проделанной работы [9].
Процессуальные теории мотивации в менеджменте занимают особое место, так как тесно связано с управлением персоналом. Однако, наибольшее распространение из всех теорий мотивации получила иерархическая теория Абрахама Маслоу, которая утверждает, что существует главная закономерность, общая для всех людей, которая побуждает их постепенно подниматься от фундаментальных физиологических потребностей по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации – высшей духовной потребности человека.