Межполовые различия в способностях, их научное объяснение
ВВЕДЕНИЕ
Исследование психологии полов, их отличий друг с друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с отличительными чертами пола человека и его психическими отличиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в мире. Предметная область деятельности человека в зависимости от пола часто становится объектом острых споров, нередко принимающих политический характер. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Так как роль мужчины и женщины в социальной сфере на сегодняшний день претерпевает значительные перемены.
Различные науки – философия, социология, медицина и т.д. – изучали способности человека. Но ни одна из них не рассматривает проблему способностей так глубоко и всесторонне, как психология. Гендерная психология является очень востребованной практико-ориентированной отраслью психологии. В ее рамках рассматриваются феномены гендерных, половых различий между мужчинами и женщинами.
Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли российские ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Природа и развитие человеческих способностей 6
1.2. Гендерные подходы в исследованиях способностей человека 14
2. МЕЖПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СПОСОБНОСТЯХ И ИХ НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ 26
2.1. Межполовые различия в сенсорно - перцептивных способностях 26
2.2. Межполовые различия в языковых способностях 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Учебники, монографии, диссертации.
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с
2. Бенбоу К. П., Стэнли Дж. К. Половые различия в математических способностях: факт или артефакт?. – Вашингтон.: Наука,1980. – 1264 с.
3. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. – СПб.: ООО «Каскад», 2005. – 240 с.
4. Блум Ф., Лейзерсон Α., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248с.
5. Броверман Д.М., Клайбер Е.Л., Кобаяши Ю., Фогель В. Роль активации и торможения в половых различиях когнитивных способностей / Под редакцией Парсонс Дж. Э. – Нью-Йорк.: 1980. – С. 57-80.
6. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе /Под ред. Н. Н. Обозова. – Л., 2015. – 153 с.
7. Воронин Н. П. Способности и деятельность. – Ярославль: Сфера, 2016. – 123 с.
8. Гиппенрейдер Ю. Б. Психология памяти. – М.: Контур, 2016. – 194с.
9. Гендерная социология и психология: методическое пособие / составители А. В. Алимпиева. – Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2018. – 44 c. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/24096.html (дата обращения: 14.11.2021).
10. Голубева Э. А. Способности индивидуальность. – М.: Знание, 2016. – 143 с.
11. Грошев И. В.Психофизиологические различия мужчин и женщин монография / И. В. Грошев. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2015. – 464 с.
12. Дружинин В. Н. Психология способностей : избранные труды / В. Н. Дружинин. – Москва : Институт психологии РАН, 2017. –540 c. – ISBN 978-5-9270-0116-3. –Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/15609.html (дата обращения: 13.11.2021).
13. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2015. – 544 с.
14. Иванская Л. Н. Психологические особенности идентификации лица человека по фотографии: Дис. … кант. психол. наук – Л.: Астерион, 1981. – 289с.
15. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты/ А. В. Кирилина. –М.: Институт социологии РАН, 2015. –180 с.
16. Ломтатидзе О. В. Общая психология : сенсорно-перцептивные процессы : практикум [учеб.-метод. пособие] / О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева ; М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2016. – 76 с.
17. Маклаков А.Г Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2017. – 583с.
18. Козлов В. В. Гендерная психология / В. В. Козлов, Н. А. Шухова. – Саратов : Вузовское образование, 2014. – 177 c. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/18948.html (дата обращения: 14.11.2021).
19. Платонова К. К. Проблемы способностей – М.: Наука, 1972 г. – 254с.
20. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии – М., 1959. – 354 с.
21. Современная практическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / М. К. Тутушкина, С. А. Волков, О. Б. Годлиник и др.; Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной. - 4-е изд., перераб., доп. - Санкт-Петербург : Дидактика плюс, 2001. - 333 с.
22. Социальная психология: учебник / Т. В. Бендас, И. С. Якиманская, А. М. Молокостова, Е. А. Трифонова. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 355 c. – ISBN 978-5-7410-1255-0. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/52332.html (дата обращения: 14.11.2021).
23. Столярчук Л. И. Гендерный подход в образовании : учебное пособие / Л. И. Столярчук, В. Я. Семенов. – Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. – 104 c.
24. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Издательство «Академия педагогических наук РСФСР», 1961. – 91с.
25. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019 – 274 с.
2) Статьи из периодических изданий, тезисы докладов, материалы конференций
26. Виноградова Т. В., Семенов В.В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопросы психологии. 2013. № 2 С. 63-71.
27. Гуденаф Д. Р. и др. Исследование сцепления Х-хромосомы с пространственной визуализацией // Поведение. Генетика. 1977. № 4 С.351-364
28. Клецина И. С. Гендерный подход в системе психологического образования. // Генднрные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й Международной Летней Школы по Гендерным Исследованиям (Фарос-1998) /ХЦГИ. – Харьков.1998. С. 193-215.
29. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. 2002 г. №1. С.25–33.
30. Славутская Е.В. Экспериментальное изучение гендерных различий в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств личности / Е.В. Славутская // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. № 9. С. 127-129.
31. Стаффорд Р. Э. Половые различия в пространственной визуализации как свидетельство наследования, сцепленного с полом // Восприятие и двигательные навыки. 1961. №4.
3) Ресурсы – интернет
32. Басманова, Е. С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса / Е. С. Басманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13094/ (дата обращения: 02.12.2021).
33. Лёшин, А. О. Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи / А. О. Лёшин, А. А. Булавский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 428-429. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81427/ (дата обращения:02.12.2021).
34. Рассоха, В. С. Гендерные представления юношей и девушек / В. С. Рассоха, Э. В. Абдрахманова, О. Д. Стародубец. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 16-26. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/256/14365/ (дата обращения:02.12.2021).
35. Фирсова, Е. М. Особенности гендерных различий / Е. М. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 336-339. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37027/ (дата обращения: 02.12.2021).
Чувствительность к цветовому символизму (способность человека адекватно воспринимать символическое содержание цветовых образов) у мужчин обнаруживает наибольшее число значимых связей с интеллектуальными особенностями и с показателями когнитивного стиля, а у женщин – со свойствами темперамента, с тревожностью и с характеристиками когнитивного стиля. С интеллектуальными особенностями корреляций у женщин было существенно меньше, чем у мужчин. Влияние того или иного цвета на психомоторные показатели зависело от чувствительности к цветовому символизму. В связи с этим автор выделила две группы испытуемых – с высокой чувствительностью («символисты») и с низкой чувствительностью («несимволисты»). В обеих группах отчетливо проявились половые различия. «Символисты» мужчины отличаются от «несимволистов» высоким уровнем пространственного мышления, быстротой когнитивных процессов, низким уровнем нейротизма и меньшей личностной тревожностью. У «символистов» женщин отличия от «несимволистов» другие: высокий уровень вербального мышления, ригидность когнитивного стиля, более высокий уровень нейротизма, экстернальности и экстраверсии. Эти комплексы отражают у мужчин способность к восприятию образов и символов, а у женщин –конвенциональных признаков.