Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо-деятельности

Скачать дипломную работу в которой исследуется развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изо-деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.08.2023
Объем файла
172 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно-творческие способности дошкольника. Творческое осмысление и развитие всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. 
В дошкольном образовании, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социально-нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей – скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 6

1.1. Подходы к рассмотрению творческих способностей в психологии и педагогике 6

1.2. Творческие способности детей дошкольного возраста и их развитие 12

1.3. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 22

Выводы по первой главе 26

Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами современных техник рисования на занятиях по изодеятельности 28

2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами современных техник рисования 28

2.2. Организация работы по развитию творческих способностей средствами современных техник рисования детей старшего дошкольного возраста 40

Выводы по второй главе 49

Заключение 51

Список литературы 54

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр. :в2т.-М., 1980.-Т.II.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). – М. 1916. – 358с.

3. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №2. – с. 2-8.

4. Браже Т. Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых: колл.моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. – Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИОВ РАО, 2009. – С.52-108.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

6. Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать./ С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, Н.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.– Ярославль: Академия и Ко, 2000. - 95с.

7. Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности : дис. . канд. пед. наук / С.Г. Глухова. -Казань, 1997.- 207 с.

8. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества / И. Б. Гутчин. – Москва : Знание, 1969. – 63 с. : черт., ноты ; 22 см. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия “Математика. Кибернетика”. ; 7). – Библиогр.: с. 61-62 (51 назв.).

9. Давыдова Г.Н. Современные техники рисования в детском саду / Часть 1. – Москва: «Издательство Скрипторий , 2008. 80 с. 

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. 368 с.

11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М., 1996. – 275 с.

12. Замураева М.А.. Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Нижний Новгород, 2006. 200 с.

13. Саккулина Н.П., Методика обучения рисованию и лепке в детском саду / Н.П. Саккулина, Н.С. Карпинская, В.А. Езикеева. – Ленинград: Уч.пед.гиз, 1960. – 246с.  

14. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке / Д.Б. Кабалевский. М., 1972.

15. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004. – 128 с.

16. Кампанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

17. Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей»/Т.С. Комарова. – М., 2011.

18. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства/ С.К. Кожохина: Программа развития детей. МОСКВА: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

19. Кравчук, П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования : дис. . д-ра филос. наук / П.Ф. Кравчук. – Курск, 1992.

20. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей / В.Кудрявцев, В.Синельников // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9.

21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992.

22. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук. – Наука, 1978. -125 с.

23. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: Справочное пособие / И.А.Лыкова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.

24. Матюшкин, А.М. Психологические закономерности мышления в проблемном обучении / A.M. Матюшкин // Советская педагогика. 1969. -№9.

25. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 16-22.

26. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68 с.

27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. МОСКВА: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.  

28. Никитина А.В. Современные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с.

29. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – С. 19.

30. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика – М.: Педагогика, 1976. – 280с. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.

31. Рубинштейн, C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. «Проблемы общей психологии» / C.JI. Рубинштейн. М., Педагогика, 1973.

32. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 576 с.

33. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М.Теплов. – М., 2002.

34. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 27с.

35. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / Сост. В. Зелинский, А. Руткевич. М.: Мартис, 1995. – 309с.

После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента был проведен анализ полученных данных. В эксперименте участвовала группа дошкольников старшего возраста из 13 человек; из них 3 человека показали низкий уровень творческого развития; 7 человек показали средний уровень; 3 человека – высокий уровень творческого развития. Опираясь на проведенный анализ уровня имеющихся творческих способностей дошкольников старшего возраста, описанный в первой главе, и на результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-исследовательской деятельности, был разработан цикл занятий по деятельности, которая развивает творческие способности посредством современных техник рисования.