Работа по обучению морфемному и словообразовательному анализу в аспекте речевого развития школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование, развитие и совершенствование связной речи является конечной целью обучения русскому языку в школе (Ф.И. Буслаев [14], К.Д. Ушинский [78], И.И. Срезневский [70], A.M. Пешковский [56], В.А. Добромыслов [30], Т.А. Ладыженская [41] и др.). Умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать изустно и письменно всё, что дитя разумом узнало или о чём думало» [17, с. 123], невозможно без формирования прочных орфографических навыков, так как «орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания» [48, c. 3].
Основным принципом русской орфографии является морфологический, согласно которому одна и та же морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, независимо от её произношения. Применение большинства изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слов. Способность безошибочно определять состав слова помогает правильно устан
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЕ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИИ……………………………………………………………6
1.1 Морфемика и словообразование в современной лингвистике .………………6
1.2 Морфемный и словообразовательный анализы ……………………………..17
1.3 Предпосылки формирования знаний о морфемной структуре слова и словообразовании в аспекте речевого развития школьников…………………...21
Выводы……………………………………………………………………..…….…25
ГЛАВА 2. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЕ СЛОВА…………………………..28
2.1 Содержание и организация обучения морфемике
на уроках русского языка………………………………………..……………...28
2.2 Методы и приёмы формирования знаний
о морфемной структуре слова и словообразовании ………………………….32
2.3 Виды упражнений, используемые при изучении любого раздела программы, но осложнённые заданием по морфемике……...……………….43
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………………..55
Выводы………………………………………………………………….…………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………….…60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аверьянова Н.А. Русский язык. Орфография: тесты для ЕГЭ / Н.А. Аверьянова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 208 c.
Аксенова И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся: / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д. Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
Алфёров А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). – Москва, 1912.
Амелина Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. – Ростов-на-Дону, 2018. – 144 c.
Андреева Е.А. Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ / Е.А. Андреева. – Москва, 2017. – 320 c.
Антонова Е. С. Методика обучения русскому языку. – Москва, 2015.
Арбатская О. А. Русский язык и культура речи. Практикум: учебное пособие для вузов / О. А. Арбатская. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с.
Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. Казань, 1985.
Балуш Т.В. Русский язык на "отлично". 5 кл. Пособие для учащихся. – Минск, 2018. – 320 c.
Балуш Т.В. Русский язык: весь школьный курс в таблицах и схемах. – Минск, 2017. – 400 c.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – Москва, 1986.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языкознание. Избранные работы по общему языкознанию. В 2 т. – Москва, 1963.
Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. Глава «Грамматика и фантазия». – Москва, 1997.
Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – Москва, 1992.
Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования. – В кн.: Избранные труды. Исследование по русской грамматике. – Москва, 1975.
Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – Москва – Ленинград, 1947.
Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку [Текст] / проф. Г. О. Винокур; [предисл. С. Бархударова]; Акад. наук СССР, Отд-ние литературы и языка. – Москва: Учпедгиз, 1959. – 492 с.
Винокур Г.О. Культура языка / Г
Базовую функцию раздела «Морфемика и словообразование» соотносят с формированием орфографических умений и навыков, поскольку основой 80% орфографических правил, изучающих в начальной и средней школе, является способность разобраться в морфемной структуре слова. Следовательно, отработка и развитие морфемной зоркости, умение вычленять в слове морфемные значения и соответствующие им морфемы становятся базой для усвоения русского правописания и формирования орфографического навыка. От качества работы над составом слова напрямую зависит результативность формирования орфографического навыка. Именно поэтому важно подбирать эффективные приемов обучения правописанию с опорой на структурный анализ слова. В ходе письма необходимо постоянно соотносить друг с другом родственные морфемы. Именно поэтому русское правописание можно назвать морфемным: орфографические приемы решаются на уровне морфем, в области морфемных значений.В современной лингвистической науке слово может быть объектом словообразовательного и морфемного анализа. Смешение этих видов анализа, подмена одного другим недопустимы, так как они принципиально отличаются друг от друга по целям и результатам.Первым этапом словообразовательного анализа является определение соотнесенности. Соотнесенность – это структурно-семантическая связь двух слов, находящихся в отношениях производности, реализующаяся в речи, связь, при которой одно слово объясняется посредством другого [52, с. 5]: княжеский – свойственный князю; бородатый – имеющий большую бороду и т.п.