Использование словесно-звуковых выразительных средств на уроках русского языка в СОШ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и развитие языковой личности – основная задача преподавания учебных дисциплин филологического цикла в школе. Одним из показателей высокого уровня языкового развития можно по праву считать осознание учащимися эстетических свойств языка. Признавая несомненный приоритет уроков литературы в данной области, мы тем не менее убеждены в том, что современный филологический подход в условиях школьного обучения открывает большие возможности в осуществлении задач эстетического развития учащихся и на уроках русского языка. Это обусловлено реализацией современных принципов текстоцентризма, функциональности в изучении языковых явлений, принципа учета межпредметных связей. Категории «эстетическая функция языка», «изобразительно-выразительные средства» являются объединяющими для уроков русского языка и литературы, однако работа с этими понятиями обусловлена спецификой интегрируемых дисциплин: литература – это вид искусства, а язык – семиотическая (знаковая) система. Кроме того,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… ….3
ГЛАВА I ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА …….…..7
1.1 Понятие об изобразительно-выразительных средствах языка …………….....7
1.2 Изучение изобразительно-выразительных средств на уроках
русского языка ………………………………………………………………….….21
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ
СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА …….28
2.1 Принципы обучения русскому языку в его эстетической функции ………..28
2.2 Описание констатирующего эксперимента ………………………………….38
2.3 Программа обучающего эксперимента ………………………………………45
2.4 Результаты опытного обучения …………………………………………….…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова И. В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся: / авт.-сост. И. В. Аксенова, Е. Ю. Бурцева, О. В. Гоголашвили, Н. М. Кузнецова, О. В. Созонтова, Т. Д. Стрельникова, Н. В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
Алексеева О. В. Проектируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 68 с.
Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебники для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – Москва, 2000. – 304 с.
Амелина Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону, 2018. – 144 c.
Андреева Е. А. Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ / Е. А. Андреева. – Москва, 2017. – 320 c.
Арбатская О. А. Русский язык и культура речи. Практикум: учебное пособие для вузов / О. А. Арбатская. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с.
Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). – Ленинград: Просвещение, 1981. – 295 с.
Архангельский М. Ф. Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях. – Санкт-Петербург, 1857. – 380 с.
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – Москва: Советская энциклопедия, 1966. – 607 с.
Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Под ред. Проф. В. В. Бабайцевой. – Москва, 1980. – 79 с.
Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. // П. Н. Медведев Формальный метод в литературоведении Поэтический язык и конструкция литературного произведения. – Москва, 2000. – 640 с.
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А. и др. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Проф. М.
Примечательно, что средства речевой выразительности крайне многообразны. Условно их разделяют на несколько групп: фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом-лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в непрямом значении) изобразительные средства [22, с. 18].
Таким образом, изобразительные средства русского языка выполняют ряд важных функций: стилистическую, экспрессивную, смысловую, текстообразующую, коммуникативную. Далее рассмотрим данные функции более подробнее.
Стилистическая функция примечательна тем, что средства изобразительности языка могут придавать тексту определённую стилистическую окраску (книжную, разговорную) и служат средством создания комического эффекта.