Психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность — важная и неотъемлемая составляющая жизни каждого человека. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает работу по ознакомлению детей с профессиями. Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование у дошкольников положительного отношения к труду (п. 4). Таким образом, профессиональное просвещение и ранняя профориентация являются актуальным и современным запросом общества, что отражено в ФГОС ДО [1]. Реализация данного направления в дошкольном образовании имеет определенные трудности, поскольку возрастные особенности развития личности дошкольника не предполагают возможности формирования профессиональных компетенций в силу возраста, а лишь закладывают предпосылки развития данного процесса в дальнейшем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………… 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………. 12
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования представлений о мире профессий у старших дошкольников в отечественной психологии …... 12
1.2 Специфика формирования представлений о мире профессий у старших дошкольников ………………………………………………………. 21
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………..……………………… 56
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы по исследования уровня представлений о профессиях у старших дошкольников ………… 56
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы по исследованию уровня представлений о профессиях у старших дошкольников ………………………………..…………….......................... 62
2.3. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию представлений о профессиях у старших дошкольников …………………... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
- Артемьева, Е. Ю. Психосемантические методы описания профессии [Текст] / Е.Ю. Артемьева, Ю.Г. Вяткин // Вопросы психологии. — 1986. — №3. — С. 127–133.
- Важенина, Н. Н. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Важенина // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов III Международного круглого стола (8 апреля 2017 г.). / науч. редактор Ю.Н. Галагузова. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. — С. 27–29.
- Вареник, Л.А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с учетом регионального компонента [Текст] / Л. А. Вареник, О. Н. Борисенко, Е. В. Соколова // Образование — территория инновация: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (28 июля — 28 августа 2017 г.). — Чебоксары: НОЧУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2017. — С. 165–169.
- Венгер, Л. А Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1982. — №3. — С. 46–52.
- Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Воспитание дошкольника в труде [Текст] / под ред. В. Г. Нечаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
- Выготский, Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Дефектология. — 1996. — № 6. — С. 109.
Гаврилова, Н. Б. и др. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников [Текст] / Н. Б. Гаврилова, Н. А. Кулебина, Н. А.Рыбенко, Л. В. Макаренко, М. В. Мосина // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №1(1). — С. 13–15.
45% детей показали средний уровень. Ответы детей неточные, с ошибками и пропусками некоторых характеристик профессий, при изложении последовательности организации труда дети опускают некоторые действия. В ходе беседы не выявляются яркие эмоции речи. Данная группа детей не имеет полных знаний о труде взрослых.
Лишь 10% детей обнаружили высокий уровень. Их знания о труде взрослых отличаются полнотой и содержательностью. Дети последовательно характеризуют процесс организации труда и проявляют положительные эмоции, которые отражаются в мимике, жестах, речевой интонации. Данные результаты отражены в диаграмме (рис 1).
Изучение представлений детей о профессиональной деятельности взрослых по методике Л. В. Куцаковой проводилось методом дидактической игры (Приложение 1). Детям предлагалось выполнить 6 заданий, сопровождаемых наглядным материалом. Оценки ответов детей отмечались в бланке ответов, затем они были перенесены в сводную таблицу 8 (Приложение 3) и проанализированы. Результаты представлены в таблице 4.