Комплексная реабилитация детей с задержкой психического развития в условиях социально-реабилитационного центра
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной педагогике выделяют группу детей, чьи неудачи и в школьном обучении определяются запозданием в развитии от нормально развивающихся сверстников. К этой категории относят и детей с задержкой психического развития. При задержке психического развития наблюдаются различные нарушения не только психического характера, но и моторного развития, речевого развития, эмоциональной сферы.
Задержка психического развития – это недоразвитие психических функций. Это нарушение больше всего встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как основа умственного развития ребенка складывается именно в этом возрасте. Поэтому главное место в детской психологии является выявление средств, приемов, методик, условий для развития детей с задержкой психического развития. Именно в этом возрасте.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 11
1.1. Специфика системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья 11
1.2. Характеристика воспитанников с задержкой психического развития субъектов комплексной реабилитации 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СУБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 37
2.1. Формы и методы социально-педагогической работы с детьми, проходящими комплексную реабилитацию 37
2.2. Совершенствование социально-педагогической работы в реабилитационном центре 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-
педагогической деятельности // КиберЛенинка 2009 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennostisotsialnopedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения 17.05.2020).
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья: психологические основы: учеб.пособие. М., 2014.- 380с. (дата обращения 11.10.2020).
3. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании.
М.: Издательский центр «Академия», 2011. 4.Большой энциклопедический словарь. URL.: http://slovari.299.ru (дата обращения 20.02.2021)
4. Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. - № 2 http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html (дата обращения 16.07.2020)
5. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2010. - 569 c http://pedlib.ru/Books/3/0021/index.shtml (дата обращения 25.04.2021)
6. Бурмистов К.Г. Роль реабилитационного центра в абилитационном (реабилитационном) процессе детей-инвалидов //
КиберЛенинка 2012 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-
reabilitatsionnogo-tsentrav-abilitatsionnom-reabilitatsionnom-protsesse-detey-invalidov (дата обращения 23.10.2020)
7. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Подред. О.Л. Зверевой. М.: Просвещение, 2014. – 226 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.labirint.ru/books/166828/ (дата обращения 02.11.2020)
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с http://pedlib.ru/Books/2/0083/2-0083-1.shtml (дата обращения 03.03.2020)
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии -- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973 http://pedlib.ru/Books/6/0192/6_0192-1.shtml (дата обращения 14.09.2021)
10. Выготский, Л.С. Лев Выготский: Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – 640 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004994864 (дата обращения 08.09.2020)
11. ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов URL:http://docs.cntd.ru/document/1200093162 (дата обращения 13.11.2020)
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с. http://pedlib.ru/Books/1/0383/1_0383-1.shtml (дата обращения 18.05.2021)
13. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного
возраста с ОВЗ // Молодой ученый. 2016. URL:
https://moluch.ru/archive/107/25474/ (дата обращения: 24.04.2020).
14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с. http://pedlib.ru/Books/5/0016/5_0016-1.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
15. Зайцев Д.В. Основы коррекционной педагогики // Студопедия
2010. URL: https://studopedia.ru/14_101121_vvedenie.html (дата обращения: 09.05.2020).
16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь,
2006. — 390с. (дата обращения 02.09.2020).
Также 60% узнали о деятельности центра из интернета, телевидения, что говорит о том, что реабилитационный центр информирует население области различными способами, имеет свой сайт, сотрудничает со средствами массовой информации. А еще 20% респондентам предложили услуги реабилитации в отделении социальной защиты населения по месту жительства.
Рис. 2.1. Источники информации о реабилитационном центре
На вопрос о присутствии родителей на занятиях реабилитации ребенка 80% человек ответили положительно, а 20% дали отрицательный ответ. Это связано с тем, что некоторые дети «не хотят» работать с родителями, часто отвлекаясь от занятий, а другие, наоборот, с родителями чувствуют себя увереннее, у них появляется упорство и повышается заинтересованность в результате.
Также был задан вопрос, какую помощь педагогического направления реабилитации хотели бы получить родители в реабилитационном центре.