Педагогическая система А.С. Макаренко: основные положения и идеи, значение для современной педагогики
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент одной из важных зад ач педагогической науки становится об ъективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из с а мы х зна чимых явлени й такого является педагогическая система Макаренко А нтона Семеновича . Методика и идеи Макаренко долгое время не признавались офиц и альной педагогикой. Нужны были долгие годы борьбы за их утве р ждение в науке. На сегодняшний д ень мы должны заметить, что стратегия Макаренко была прин я та на вооружение в одн остороннем в иде, со ощутимым смещением акцентов прямо до их искажения. На данный моме нт , благодаря проведе н ным в последние годы исследованиям, мы можем довол ьно определенно судить, как и п о чему это произошло.
В 1937 г о ду было принято постановление Ц ентральный К оми тет В сероссийской К оммунистической П артии «О педол огических извращениях в системе Наркомпросов».
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КАРЬЕРА А. С. МАКАРЕНКО 4
2. ГЛАВ НЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЕЧСКОЙ ТЕОРИИ 13
А.С. МАКАРЕНКО 13
3. Педагогическая искусность в пониман ии 24
А.С. Макаренко 24
4. ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕН НОЙ ПЕДАГОГИКЕ 29
Заключение 32
СПИСОК литературы 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 . Асмолов А. Г. Личность как предмет псих ологического исследов а ния. – М., 1984.
2 . Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог . Творческое использ о вание идей A.С. Макаренко и В.А. Сухо млинского в формировании педаг о гического мастерства . / Под ред. B. Е. Лобур ца. – Полтава, 1983.
3 . Лутошкин А. Н. Эмоциональны е потенциалы коллектива. – М., 1988.
4 . Макаренко А. С. Воспитание г ражданина. – М., 198 9 .
5 . Макаренко А. С. Коллектив и в оспитание личности. – М., 1972.
6 . Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина . / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – П олтава, 1986.
7 . Мудрик А. В. Личность школьн ика и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
8 . Педагогика . / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М. : Акалис , 2007.
9 . Психология развивающейся личности . / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987 .
10. Фролов А. А. Организация вос питательного проце сса в практике А. С. Макаренко. / П од ред . В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Гор ь кого, 1976.
Понимая воспитание в широком смысле как многосто роннее влияние среды на становление человека, К. Д. Уши нский предпринял опыт создания педагогической антропологии и заложил о сновы теории развития личности – основного фундамента педагогического знания. И все же, несм отря на эти достижения, до А. С. Макаренко воспитание тра диционно понималось как воздействие на личность ребенка , как деятельность воспитателя.
К. Н. Вентцель, а вслед за ним П. П. Блонский подвергали критике такой взгляд на воспи тание. Но только Макаренко с определенностью не против о поставляет воспитание и развити е детей, рассматривает их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование вер ного направления этого разв и тия с целью раскрытия сил и способност ей каждой личности.