Проблемы учебных текстов по русскому языку, связанные с семантической сложностью встречающихся в них слов

Скачать курсовую работу на тему "Проблемы учебных текстов по русскому языку, связанные с семантической сложностью встречающихся в них слов" в которой определено место понятности и ясности в системе качеств хорошей речи
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.08.2023
Объем файла
332 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования продиктована тем, что семантика слова, семантическая система языка, смысловая структура языковых единиц, а также ряд вопросов, касающихся взаимосвязи тех или иных типов значения, разработка методики их исследования и иные проблемы семасиологии —  предмет исследования современных учёных-лингвистов практически всех школ и научных течений, поскольку именно эти вопросы, во-первых, представляют колоссальный интерес для данной сферы научного знания; во-вторых —  являются дискуссионными и во многом противоречивыми.
Целесообразность изучения и анализа значения слова заключается ещё и в том, что значение слова – это не только лингвистическая, но и философская, психологическая, логическая и даже культурологическая категория. Ведь именно семантика слова непосредственно связана с основным вопросом о взаимоотношении мышления и языка, понятия и слова.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............2
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы семантической сложности слов в учебных текстах по русскому языку…………………………………….4
1.1. Понятность как качество культуры речи…………………………………..4
1.2. "Коварные слова" в аспекте требований к понятности речи……………..8
1.3. Методы определения семантической сложности…………………………11
1.4. Проект "Словозраст"……………………………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………..19
Глава 2. Определение семантической сложности слов в учебных текстах по русскому языку………………………………………………………………….20
Выводы по второй главе………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………28-33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аспекты культуры речи// интернет-ресурс.2019. URL: https://studwood.ru/555522/literatura/ponyatnost_rechi (дата обращения 11.05.2021)
2.Бобылев Б.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования. / Б.Г. Бобылев. - М.: Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. – 401 с.
3.Введененская А.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д. 2014. - 539 с.
4.Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка: Методическое пособие/ Под ред. Майер Р.В.- М.: 2020. - С.1-149
5.Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. / А. А. Евтюгина. -М.: Екатеринбург: Издательство Рос. гос. проф.-пед. университета та, 2019. - 269 с.
6.Ладыженская Т. А. Диктанты по русскому языку. 5 класс: к учебнику и др. «Русский язык. 5 класс. В 2 ч/ Г. Н. Потапова. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 2-е изд, перераб и доп. — 126
7.Методы исследования семантики // интернет-ресурс.2017. URL: //https://social.hse.ru/data/2017/12/10/1339253922/Материалы%20к%20семинару.pdf ( дата обращения 11.06.2021)
8.Плотникова С.В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона человека // Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 84 – 91.
9.Проект Словозраст// интернет- ресурс.2021. URL:https://slovozrast.ru/deceptive/find_deceptive/ (дата обращения 03.05.2021).
10.Технология и практика обучения: Методическое пособие/ Под ред. Мурашова А.А.-М.:2015. - С.1-6
11.Толковый словарь русского языка// интернет- ресурс.1992. URL:https://ozhegov.slovaronline.com/ (дата обращения 01.10.2021)
 

Распространено определение семантической сложности слова по его длине. Косвенный признак связи длины слова и его семантической сложности: зависимость семантической сложности текста от процента длинных слов, содержащихся в нем [7].
В ходе исследования испытуемые подростки должны были изучить некоторый набор текстов по биологии и ответить на основанные на тексте вопросы. Степень сложности текста считалась равной проценту правильных ответов. Оказалось, что тексты, содержащие больший процент длинных слов, являются более сложными для восприятия.
По итогам работы авторы делают вывод о том, что такая зависимость указывает на большую семантическую сложность длинных слов по сравнению с короткими.