Формирование элементов эвристической деятельности у учащихся в рамках внеурочной деятельности по информатике
ВВЕДЕНИЕВ связи с переходом на новые образовательные стандарты, внеурочной деятельности школьников уделено большое число внимания, она модернизируется с каждым разом.
Если верно организовать работу по внеурочной работе учащихся, то в данных условиях можно наиболее развить у учащихся потребность в обучении и раскрыть их индивидуальные возможности. Каждое внеурочные занятия сконцентрировано на то, чтобы вовлечь в деятельность каждого ученика, раскрыть его потенциал, испытать собственные способности.
На сегодняшний день, основной законодательный документ, который идентифицирует внеурочную деятельность, представляет собой ФГОС. В его требованиях обозначено следующее, внеурочная деятельность обязана быть организована по тем направлениям, которые станут развивать личность.
Любое внеклассное занятие представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность эвристической деятельности и ее место в обучении 6
1.2 Формы и методы эвристического обучения 10
1.3 Построение эвристической деятельности в процессе обучения учащихся изучению информатики 18
2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1 Эвристическая деятельность как средство развития мотивации у школьников во внеурочной деятельности 24
2.2 Разработка комплекса задач, обеспечивающий формирование эвристической деятельности учащихся во внеурочной деятельности 28
2.3 Опытно-экспериментальная апробация 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988.
Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015 – 288 с.
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996 - 567 с.
Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] : учебное пособие / В. И. Андреев. – Казань, 1994 – 247 с.
Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении [Текст] /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - С.250-261.
Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст]/ А. В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.
Брунер, Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Дж. Брунер ; пер. с англ. К. И. Бабицкого ; предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. – Москва : Прогресс, 1980. – 412 с.
Воронин, В. Н. Интеграция эвристических и технологических подходов проектирования дидактических комплексов в вузе [Текст] / В. Н. Воронин. – Тольятти: Мир, 2003 – 274 с.
Выготский, JI. C. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1996 - 351 с.
Деркач, А. А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком [Текст] / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. – М.: Педагогика, 1991. – 224 с.
Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех главных целях формирования учащимися образовательной продукции в изучаемых областях; освоение ими базового содержания таких областей через сравнение с собственными результатами; построение индивидуальной образовательной траектории ученика в любой из учебных областей с опорой на индивидуальные качества.
Таким образом, в соответствии педагогическим исследованиям И.Я. Лернера, А.В. Хуторского, главной задачей эвристического обучения школьников представляет собой вооружение их умениями осознавать проблему, намеченную учителем, а в дальнейшем – формулировать ее независимо на основе анализа информации и фактов; выдвигать предположения решений и сопоставлять их с условиями задачи; реализовывать поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную ситуацию или основывать новый способ действий.
Следовательно, цель эвристического обучения заключается в том, чтобы дать ученикам – вероятность творить знания, организовывать образовательную продукцию по всем учебным предметам. научить их независимо решать возникающие при этом проблемы, т.е. развивать их исследовательские способности.