Разработка системы формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений на основе конструирования
Введение
Проблема развития мышления у младших школьников - одна из фундаментальных проблем детской психологии . Она находит свое отражение в трудах как отечественных , так и зарубежных п сихологов и педагогов . Методологическую основу данной работы составляют психологические исследования по проблеме развития мышления младшего школьника психологов П.Я . Гальперина , Л.В . Занкова , А.В . Запорожца , Д.Б . Эльконина , Л.С . Выготского , П.П . Блонского ; методические работы , посвященные проблеме формирования пространственных представлений у младших школьников , обучения элементам геометрии А.М . Пышкало , В.А . Гусева , С.Л . Альперович , М.В . Богданович , Е.В . Знаменского , Н.Д . Мацько , Т.Я . Нестеренко , М.В . Пид р учный , П.М . Эрдниева , Б.П . Эрдниева и др.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема пространственного мышления в психолого-педагогической литературе
1.1 Сущность понятия пространственного мышления
1.2 Структура пространств енного мышления
Глава II. Особенности развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
2.1 Уровни развития пространственного мышления у младших школьников
2.2 Роль геометрического материала в формировании и прост ранственного мышления младших школьников
2.3 Приемы развития геометрических представлений младших школьников при обучении математики в вариативных программах
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственного мышления у учащихся в о втором классе на уроках математики
3.1 Исследование исходного уровня сформированности пространственного мышления у учащихся 2 А класса
3.2 Развитие пространственного мышления у младших школьников в процессе проведения интегрированных уроков по математике и конструированию
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б.Г., Рыбало Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964, 346 с.
. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: - Самара: корпорация "Фёдоров", Элиста: Издательский дом "Фёдоров", 2000, 184с.; илл.
. Беломестная А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе "Математика и коснтруирование" /А.В. Беломестная, Н.В. Кабанова // - Начальная школа 1990 №9
. Боднар М.Г. О структуре пространственных представлений младших школьников. - Новые исследования в психологии, 1974, №3, 170 с.
. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - № 11
. Брушлинская А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Просвещение, 1970, 230с.
. Вайткунене Л.В. Развитие пространственного мышления у школьников: Автореф. канд. дис. Вильнюс, 1964
. П.У. Байрамукова. Схематический рисунок при решении задач // Начальная школа - 1988 №11, 12
. Волкова С.И. Математика и конструирование /C.М. Волкова // Начальная школа - 1993 - № 7, с 49-53
. Волкова С.И., "Математика и конструирование". Тематическое планирование /С.И. Волкова // Начальная школа - 1991. - № 8, с. 25-34
. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Альбом по математике и конструированию: 2 класс /С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Посвещение, 1995, 64 с, илл.
. Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике "Математика" /С.И. Волкова // Начальная школа - 1997 - № 9
. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., 1961, №1, 97 с.
. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - М. "Антал" 1995, 136 с.
. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе // Диагностическая коррекционная работа школьного психолога. / Н.И. Гуткина - М.: 1987. - с. 19-38
. Жикалкина Т.К. Занимательны и игровые задания по математике для 2 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя - М.: "Просвещение" 1987, 64 с.
. Житомирский В.Г. Шевврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. /В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин - М.: Педагогика - Пресс, 1994, 106 с.
. Е.В. Заика, Н.П. Назарова, и.А. Маренич. / "Вопросы психологии", № 1, 1995
. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления. /А.З. Зак - // Начальная школа. - 1985. - № 5
. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996, 80 с.
. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969, 120 с.
. Истомина Н.Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина - М. Просвещение, 1985, 95 с.
. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы - М.: Новая школа, 1998. - 176 с.
. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина - // М.: Академия, 2001 г.
. Истомина Н.Б. Нефедова И.Б. "Первые шаги в формировании умения решать задачи. Новые подходы в обучении. // Начальная школа - 1998 № 11, 12
. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения. /Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова. // Начальная школа, - 2000 - № 4
. Кожевников В.А. Психология математических способностей школьников. /В.А. Кожевников - М.: Просвещение, 2003, 170 с.
. Кудрякова Л.А. Изучаем геометрию. /Л.А. Кудрякова. - 2001, 124 с.
. Линькова Н.П. К вопросу о пространственном мышлении. - В. сб.: Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964, 167 с.
. Люблянская А.А. Очерки психологического развития ребенка. /А.А. Люблянская - М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 549 с.
. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Т.Д. Марцинковская - М.: Линка-пресс, 1998, 174 с.
. Матвеева Н.А. Использование схемы при обучении учащихся решению задач // Начальная школа. - 1996. - № 2
. Менченская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. /Н.А. Менчинская - М.: Просвещение, 1985, 206 с.
. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика 2 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.
. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. /В.С. Мухина - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 456 с.
. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. /Л.Ф. Обухова - // М.: Тривола, 1996 - 360 с.
. Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе. /Ж.И. Пазушко. - 2005, - 167 с.
. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс М.: Баласс: С. - Инфо, 2000. - 64 с.: ил.
. Подходова Н.С. "Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Начальная школа - 1997 - № 10
. Пономарёв Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.М., 1967, 200с.
. Программы общеобразовательных учебных заведений начальных классах (1-4) /сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина - М.: Просвещение, 2001, 320 с.
. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики. /А.С. Пчелко - М.: Просвещение, 1965, 198 с.
. Рахвитие высших психических функций. Л.С. Выготский / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. Изд. Академии пед. наук. - М.: 1960 - 498 с.
. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. /А.П. Савин - М., "Педагогика" 1985 г, 450 с.
. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Метод. Пособие. /Р.В. Савинова, А.А. Белолюбская - Я., Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. - 38 с.
. Смирнова С.И. Использование чертежа при решении простых задач // Начальная школа. - 1998. - № 5
. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики. /Л.П. Стойлова - М., "Просвещение" 1998, 134 с.
. Стойлова Л.П. Математика. Учебное пособие. /Л.П. Стойлова - М.: Академия, 1998, 217 с.
. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. /Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина - Ярославль: академия развития, 1997
. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. /Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: академия развития, 2000. - 144 с.
. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологи. /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина - М.: Просвещение, "Владос", 1995. - 249 с.
. Федосеева З.В. Изучение предмета "Математика и конструирование" в 1-2 классах начальной школы - Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель", 1998, 48 с.
. Царева С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. С.Е. Царева Новосибирск, 1991, 173 с.
. Чимова А.И. Поиск и творчество. /А. Чимова. // Начальная школа 1988 № 5 с. 42
. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /О.А. Шаграева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
. Шардаков В.С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963, 356 с.
. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1988, 340 с.
. Якиманская И.С. Индивидуально-психологические различия в пространственной ориентации школьников. - Вопросы психологии, 1976, № 3, 120 с.
. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. / И.С. Якиманская - М. 1980, 324 с.
. Якиманская И.С. развитие пространственных представлений и их роль в усвоении начальных геометрических знаний. - В сб.: Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ под редакцией Д.Н. Богоявленского, Н.А.
Слово же приобретает сигнальное значение и вызывает у учащегося соот в етствующие представление.. Конструктивный . Самостоятельное конструирование пространственного образа . Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями . Они у меют давать словесное описание пространственных признаков и отношений , опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме , величине , расстоянии и др .). На основе сформированных пространственных представлений они создают новые представления и оперируют ими , пользуясь словесным описанием , числовыми данными , рисунками.. Интеллектуальный .