Процесс управления педагогическим коллективом в образовательной организации на примере средней общеобразовательной школы
Введение
Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к управлению педагогическим коллективом работников сферы образования. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» система образования – это уровневые ступени в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в образовательной организации.
Процесс управления педагогическим коллективом современной школы – это ключевое звено ее эффективного функционирования, а также результативности образовательной работы. Особая роль сегодня уделяется управленческому мастерству, поскольку перемены и в жизни обществ, в целом, и в жизни образовательных учреждений, в частности, происходят очень быстро. Успешность развития образовательной организации, ее социальный статус непосредственно зависят от профессиональной компетенции руководителя, его способности оперативно принимать решения, нацеливать коллектив на непрерывное развитие и творческий рост.
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы управления педагогическим коллективом в общеобразовательных учреждениях6
1.1. Сущность понятия коллектива как социокультурный феномен6
1.2. Особенности педагогического коллектива общеобразовательной организации и их учет в процессе его управления10
1.3. Модель управления педагогическим коллективом16
Выводы по первой главе20
Глава 2. Реализация модели управления педагогическим коллективом на примере МОУ «СОШ им. С. Рыбникова» города Воскресенска22
2.1. Общая характеристика специфики управления образовательной организации МОУ «СОШ им. С. Рыбникова» города Воскресенска22
2.2.Пути и средства реализации модели управления педагогическим коллективом в МОУ «СОШ им. С. Рыбникова» города Воскресенска28
2.3. Итоги опытной работы по реализации модели управления педагогическим коллективом34
Выводы по второй главе46
Заключение47
Список использованной литературы50
Приложение 154
Приложение 294
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 544 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Экономика, 2019. – С. 3 – 16.
3. Анурш В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // СОЦИС. – №7. – 2016. – 25 с.
4. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е из-дание / Перев. с англ. СПб., Питер, 2014. – 110 с.
5. Аюпов, Р.Г. Профессиональная компетентность руководителя как основа качества управленческой деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 4. – С. 112-114.
6. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебное пособие.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 230 с.
7. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов /Т.Ю.Базаров, Б.А.Еремина.-М.: ЮНИТИ, 2018. - 560с.
8. Башмаков В. И. Изменение в экспертных оценках актуальности исследования социальных проблем труда (опыт мониторинга)/ В. И. Башмаков// Социс. - 2019. - № 5. – С. 89.
9. Белоцерковская, А.Р. Понятие профессиональной компетентности педагога как образовательного феномена // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(38).pdf (дата обращения: 13.04.2020)
10. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 453 с.
11. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2019. - 352 с.
12. Бурмистрова, А.В. Становление и развитие профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – №2. – С. 32–36.
13. Волгин А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / А.П. Волгин. – М.:Юнити, 2018. – 541с.
14. Ган Н.Ю. Характеристика профессиональной компетентности педагога в системе образования / Н.Ю. Ган, О.А. Суханова // Вестник Шадринского педагогического университета. – Шадринск, 2016. – №1. – С. 120–124.
15. Гервин, Д. Создание обучающихся организаций II HarvardBusinessReview, March, 93.
16. Гладких, В.Г. Рефлексивное целепологание менеджера образователь-ной организации /Оренбург, 2017. – 230 с.
17. Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы / Н. С. Дежникова. - М. : Знание, 2014. - 80 с.
18. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2017. – 256 с.
19. Долгова Н.Г. Управление персоналом как подсистема в общей системе управления организацией// Вестник непрерывного образования. – 2016. – № 1. – С. 9-12.
20. Егоршин А. П. Управление персоналом/ А. П. Егоршин– 2-е изд. – Н. Новгород: Нимб, 2019. – 306 с.
21. Коджаспирова ,Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2015. – 176 с.
22. Козилова Л.В. Профессионализм и профессиональная компетентность педагога // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. статей / Отв. ред. Сукиасян А.А. – Уфа: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015. В 3 ч. Часть 2, с. 125-130.
23. Конаржевский, Ю. А. (2000) Менеджмент и внутришкольное управле-ние. М.: Центр «Педагогический поиск», 2017. - 222 с.
В образовательной организации МОУ «СОШ им. С. Рыбникова» были апробированы элементы матричной структуры за счет введение в штатное расписание должностей проектных менеджеров. Прошла подготовка и реализация в 2020-2021 учебном году проектов «Одаренные дети Подмосковья», интеллектуального портала «Грани таланта», создание Банка данных одаренных учащихся, в ходе реализации которых определена эффективная модель выпускника школы.
На базе МОУ «СОШ им. С. Рыбникова» успешно функционирует модель внутришкольного обучения педагогов.
В результате создания и апробации модели современного управле-ния в образовательной организации на базе МОУ «СОШ им. С. Рыбнико-ва» было отмечено повышение качества образования учащихся во всех классах, повысился уровень интеллектуальных способностей, уровень творческого мышления и уровень овладения общеучебными навыками. Стал выше процент удовлетворенности качеством образования у всех участников образовательного процесса.