Развитие умений у детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре
Введение
На современном этапе модернизации дошкольного образования, проблема поиска путей наиболее эффективного развития личности ребенка, в том числе его социализации, находится в центре внимания. Согласно Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образование является активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Достижение данного целевого ориентира становиться возможным, если деятельность реализуется как совместная.
В ряде исследований (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте ребенок не только овладевает специфическими видами деятельности, но овладевает умением реализовывать их совместно со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития умений у детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре.......................................7
1.1. Характеристика умений договариваться у детей 5-6 лет.............................7
1.2. Сущность и понятие сюжетно-ролевой игры..............................................14
1.3. Анализ педагогического опыта по развитию умений у детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре............................................................22
Глава 2. Практические аспекты развития умений у детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре............................................................27
2.1. Диагностические методики выявления умений у детей 5-6 лет договариваться.......................................................................................................27
2.2. Реализация психолого-педагогических условий по развитию умений у детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре.....................................36
2.3. Анализ эффективности работы по развитию умений у детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре............................................................44
Заключение.............................................................................................................48
Список использованных источников...................................................................50
Список использованных источников
Абраменкова, В.В. Совместная деятельность детей как фактор гуманизации межличностных отношений в группе (на примере изучения действенной групповой эмоциональной идентификации у дошкольников). В сб.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М.: Знание, 2013. - С.65-66.
Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2010. - №5. - С.60-70.
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2020. - 416 с.
Абрамова, Г.С. Возрастная психилогия: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 227 с.
Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами сюжетно-ролевых игр / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2011. - 320 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2020. - 368 с.
Антонова, Т.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2015. - №10. - С.23-24.
Бодалев, А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 2018. - 187 с.
Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков / Е.А. Быстрова // Воспитание в детском саду. - 2016. - №1. - С.3-8.
Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М., 2012. - 310 с.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 218 с.
Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
Выготский, Л.C. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1966. - №6. – С.78-88.
Гаврилушкина, О.О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условия
Так же мы формировали умение реализовывать позицию активного слушателя в ситуации договаривания. Для этого использовали такие игры как: «Эхо», «Повтори что рассказал», рассказывали детям правила слушания. Во время игры «Повтори, что рассказал», мы просили трех детей выйти в другую комнату, одному ребенку рассказывали небольшую историю, звали второго ребенка и первый рассказывал ему ту же самую историю, второй ребенок рассказывал, что запомнил третьему. Фразу педагога «На улице Оранжевая, произошло происшествие, и все зеленые фрукты стали огромными» последний из трех детей сказал так: «На одной улице, что-то случилось, и все фрукты стали зелеными». Для формирования представления о том, что значит договариваться о совместном деле, о правилах договора мы так же использовали пиктограммы и игру «Дежурим вместе».