Педагогические условия развития познавательной активности обучающихся на уроках информатики по программам основного общего образования в условиях применения цифровых образовательных ресурсов

Скачать дипломную работу, цель исследования: выявить педагогические условия развития познавательной активности обучающихся на уроках информатики по содержательной линии «Информационные технологии» по программам основного общего образования в условиях применения цифровых образовательных ресурсов
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.07.2023
Объем файла
543 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние системы общего образования характеризуется глобальным влиянием на нее информационных технологий, но неизменными остаются цели личностного развития обучающихся. Одной из важнейших таких целей является готовность к самостоятельному поиску знаний, освоение новых компетенций на протяжении будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Также немаловажно создавать условия для обеспечения гармоничного вхождения выпускника системы основного образования в общество и продуктивной адаптации в нём.
Перед системой Российского образования стоят задачи повышения актуальности и восстребованности содержания обучения и технологий организации образовательного процесса. Также важным является пересмотр целей и возможных «результатов обучения (знания и умения), системы ценностных ориентации, привычек и т.д.» [139, с. 14]. Поэтому актуальным является формирование учебных умений общеинтеллектуального характера (анализ, синтез, сопоставление), которые формируются в рамках изучаемых предметов и носят общепредметный характер.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к определению педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики 9

1.1. Психолого-педагогическая проблема активизации познавательной деятельности обучающихся 9

1.2. Роль системы учебных задач в активизации познавательной деятельности 36

1.3. Региональный компонент содержания образования в обучении применению средств информационных технологий 43

1.4. Определение педагогических условий активизации познавательной активности обучающихся на уроках информатики 48

Глава 2. Разработка системы задач регионального содержания, способствующей развитию познавательной активности обучающихся на уроках информатики 56

2.1.   Построение системы задач регионального содержания 57

2.2.  Методика использования цифровых образовательных ресурсов при применении разработанной системы задач 68

2.3. Разработка учебного веб-ресурса с помощью конструктора Битрикс24.Сайты 77

Заключение 86

Библиография 87

БИБЛИОГРАФИЯ
1.Архарова Е.Ю. Региональный компонент школьной программы по  химии: отбор содержания, программа, методика преподавания (на примере г. Москвы). Дисс... канд. пед. наук. -М.,2004. - 181 с.
2.Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика. 7-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2018. - 240 с: ил.
3.Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования [Электронный ресурс]: Байдикова Н.В., г. Томск.
4.Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
5.Информатика в понятиях и терминах: Кн. для обучающихся ст. классов сред. шк. / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков; под ред. И.Г. Извозчикова. - М.: Просвещение, 2011.-208 с.

6.Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2019. - 304 с: ил.
7. Коляда Е.Н. Развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся // Информатика и образование. - 2015. - № 6. - С. 69 - 78.
8.Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Непрерывный курс информатики -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 143 с.
9.Кузнецов А.А. Школьная информатика: что дальше?  Информатика и образование. - 2017. - № 2. - С. 14 - 17.

10.Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения/УПреподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.
11. Кузнецов О.Н., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомизд., 2018. - 479 с: ил.
12. Муранов А.А. Информатика и информационные технологии в общеобразовательной организации // Информатика и образование. - 2016.№ 4. - С. 24 - 32.
13.Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; под ред. А.В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 464 с, ил.
14.Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1 / А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков и др.; под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова.- М.: Просвещение, 2015. - 96 с, ил.
15.Сочнев С. Изучение алгоритмического языка в курсе информатики // Информатика и образование. - 2018. - № 1. - С. 38 - 42
16.Винокурова Е.С. Задачи как средство уровневой дифференциации обучения информатике в среднем звене школы. Дисс.канд. пед. наук. - М.: 2003.-193 с.
17.Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень // Информатика и образование. - 2018. - № 4. - С. 26 - 29.
18.Уваров А.Ю. Вступая в век информации // Информатика и образование. - 2015. - № 2 . - С. 4 - 7.
19."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
20.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 192 с.
21.Зенкина СВ. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты — М.: Просвещение, 2007. - 78 с.
22.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
23.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
24.Информатика и ИКТ. Првктикум. 8-9 класс / под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009. -384 с.
25.Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
26.Информатика. 10-11 класс / под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2002. -304 с.
27.Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
28.Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.37.
29.Концепция государственного стандарта общего образования. Проект для обсуждения. URL: www.standart.edu.ru
30.Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Уч. / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М.идр Назарова. - М.: Инфра-М, 2016. - 30445.Лавренов СМ. Excel:
31.Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
32.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.60.
33.Компьютерная графика: 10(11) класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Кузнецова И.В., Семенова О.И., Глухова М.В., Тюканько С.В., Пилпани Ю.Ю.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
34.Республиканская электронная научно-практическая конференция «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы», апрель 2016, апрель 2017;
35.Электронная научно-практическая конференция «Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект», декабрь 2016;
36.Региональный компонент в федеральном образовательном пространстве // Образование и культура Северо-Запада России. Вестник СЗО РАО. Вып. 7. СПб., 2004.
37. Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В. Правовая информатика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Чубукова С. Г. М.: Юрайт, 2019. 314 с.
38.Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, В.Л. Каширин. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
39.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. - 192 с.
40. Цацкина Е. П., Царегородцев А. В. Информатика и методы математического анализа. Учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 1. Информатика. М.: Проспект, 2019. 96 с.
41.Шмелева А. Г., Ладынин А. И. Информатика. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Microsoft Word. Microsoft Excel: теория и применение для решения профессиональных задач. М.: ЛЕНАНД, 2020. 304 с.
42.Уровни и формы познавательной потребности. URL: http://azps.ru/handbook/u/urov512.html

Как видим, потенциал регионального материала позволяет одно и тоже содержание задачи использовать в различных целях на разных уровнях обучения. То есть, задачи с региональным содержанием, рассматриваемые в школьном курсе информатики, могут быть эффективно использованы как в целях обучения или контроля, так и в целях дальнейшего развития учащихся. В этом случае содержание указаний к работе определяется педагогом в зависимости от целей занятия. В случае, когда необходимо отработать навыки одного уровня, содержание задач должно возрастать по уровню их проблемности, но при этом тематически такие задачи должны являться частью одной проблемы. 
При работе с цифровыми образовательными ресурсами важным фактором является интерпретация полученного результата. Часто в понимании учащихся указание «решить задачу» ассоциируется с деятельностью по механическому нахождению числового значения. А на этапе интерпретации ответа задачи регионального содержания основными видами деятельности становятся аналитическая и исследовательская деятельность.