Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
Введение
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуника¬тивная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержаниекоммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.
Актуальность настоящего исследования обосновывается в первую очередь тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для усвоения общепринятых форм коммуникации и правил поведения среди людей. Т. И. Грецик в своей статье выделяет две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог [16], интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..
1 Научно-теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………….........................
1.1 Анализ методической литературы по вопросу развития диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………….
1.2 Понятие диалогической речи, характеристика диалогической речи и ее значение………………………………………………………………………
1.3 Задачи и содержание требований к диалогической речи по всем возрастным группам…………………………………………………………..
1.4 Беседа и игра как методы обучения в развитии диалогической речи..
2 Опытно – экспериментальная работа по реализации методических приемов обучения развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи…………………………………………………………….
2.2 Особенности диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми (по данным констатирующего этапа эксперимента)…………………………………………………………………...
2.3 Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей (формирующий этап эксперимента)…………………………………………………………………...
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по данным контрольного этапа эксперимента…………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Список использованной литературы
1. Арановская-Дубовис, Д.М., Заика, Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99.
2. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51-61.
3. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С., Дурова Н. В. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. - 423 с. ISBN: отсутствует.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 232с. ISBN: 5-7695-0137-5.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с. ISBN В пер. (В пер.): 80 к.
7. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1998. - 94с. ISBN: отсутствует.
8. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН, 2005. - с. 56.
9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студенческих высших учебных заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. ISBN: 5-691-00936-2.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М., Педагогика,1982. ISBN: 978-5-17-050057-4.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.,АПН РСФСР,1961. ISBN: 978-5-89814-379-4.
12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - с. 78-80.
13. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 2003. - с. 73. ISBN: 5-09-001134-6.
14. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.: Просвещение, 2007. - 94с. ISBN: 978-5-09-015434-5.
15. Горшкова Е. В. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - с. 91-93.
16. Грецик Т. И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54-56.
17. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
18. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 1999. - 109 с. ISBN: отсутствует.
19. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. - М.,Пр.,1996. ISBN: отсутствует.
20. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999. - 363 с. ISBN: 5-8089-0014-X.
21. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов. -1996. - 164 с. ISBN: (В пер.) (В пер.): 1 р. 80 к.
22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416 с. ISBN: 5-7695-0188-X.
23. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 201-202. ISBN: 5-7695-0438-2. ББК 74.102.413я7-3.
24. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 204-208. ISBN: 5-7695-0438-2.
25. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - 32 с. ISBN: 5-87807-228-9 ББК 74.
26. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974. – 368. ISBN: В пер. (В пер.): 1 р. 20 к.
27. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1927. ISBN: issn: - ISSN. bbk: - BBK
28. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 49-52. ISBN: 5-7695-0438-2. ББК 74.102.413я7-3.
29. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 2008. - с. 66. ISBN: 5-86775-338-7.
30. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.,2000. ISBN: 5-7695-0408-0.
31. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 1995. - 236 с. ISBN: 5-88723-009-6.
32. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 1994. - 148 с. ISBN: отсутствует.
33. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с. ISBN: 978-5-388-00819-0.
34. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 13-17.
35. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 223 с. ISBN: 978-5-9949-0193-9.
36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
37. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - 63 с. ISBN: 9785994922903.
38. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990. - 137 с. ISBN: отсутствует.
39. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 221-229. ISBN: 5-7695-0438-2.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд. «Питер», - 2000. - 712 с. ISBN: 978-5-459-01141-8.
41. Слама - Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей// Вопросы психологии. - 2001. - №2.
42. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1996. - 175 с. ISBN: отсутствует.
43. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - с. 21-24.
44. Тихеева Е. И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 2002. - 280 с. ISBN: issn: - ISSN. bbk: - BBK.
45. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237 с. ISBN: 5-89939-033-6.
46. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Ленинград - Изд. Наука, - 1974. ISBN: отсутствует.
47. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 210-115. ISBN: 5-85218-100-5.
48. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1999. ISBN: 5-06-000181-4: 40 к.
49. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1996. С. 17-58. ISBN: отсутствует.
50. Яшина В. И., Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. ISBN: 5-7695-0106-5.
Анализ повторной диагностики показал, что уровень умения вести диалог в целом всей формирующей группы возрос. Дети научились вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми им сверстниками и взрослыми людьми. Умело находили тему для беседы. Даже такие малоактивные дети, как Айгуль А., Кирилл С., Рамиль Б стали проявлять инициативу в общении. Им стало интересно каждый день приходить в детский сад, по дороге они здоровались с детьми из другой группы, не стеснялись родителей своих сверстников. Никита Г., Сережа Т., Матвей Н., Милана С. Научились доказывать свою точку зрения при планировании совместной деятельности. Кроме того, лексический словарь детей стал богаче, ответы выстраивались в виде распространенных предложений, где часто присутствовали слова и выражения речевого этикета. Для них стали привычными слова: извините, пожалуйста, простите, спасибо, до свидания, извините не могу, подайте, пожалуйста, и др. Речь при беседе стала выразительней за счет применения различных жестов, мимики, а так же интонационных средств выразительности.
Некоторые дети заметно улучшили свои результаты, например: Влад С., Рамиль Б., Сережа Т., Айгуль А., Динара А., Матвей Н. Заметная динамика диалогического развития произошла у тех детей, которые на первоначальном этапе показали результат ниже среднего. На контрольном этапе эти же дети уже показали средний результат, например: Динара А., Рамиль Б., Айгуль А., Влад С.. есть дети, которые со среднего уровня поднялись на высокий - это Сережа Т., Матвей Н.. Такие дети, как Милана С., Настя М., Кирилл Н. остались на одном и том же уровне, но они так же улучшили свои результаты.