Особенности письменной речи младших школьников с дисграфией

Скачать курсовую работу, цель исследования : Теоретически и эмпирически изучить особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.07.2023
Объем файла
467 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль (A. Kussraaul) в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе конца XIX и начала XX в. было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей Ф. Бахман (F. Bachman), Г. Вольф (G. Wolf), Б. Энглер (В. Engler).
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения учащихся начальных классов не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантические самостоятельные высказывания. Обучение письменной речи в современной начальной школе строится, таким образом, будто в ней самое главное - это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. Понятие «письменная речь» в современной литературе 5

1.2. Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста 8

Вывод по I главе: 11

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ 12

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дисграфией 12

2.2. Особенности нарушений письма у младших школьников с дисграфией 14

2.3. Коррекционная работа по устранению нарушений письма у младших школьников с дисграфией 20

Выводы по II главе 21

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ 23

3.1. Методики изучения нарушений письма у младших школьников сдисграфией 23

3.2. Состояние нарушений письма у младших школьников с дисграфией 30

Выводы по III главе 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Школьный логопед. - 2005.-№1 (4).-С. 31-33.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2000. - 232 с.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии /Д.Н. Богоявленский - М.: Академия, 2007. – 416с.
Брудный, А.А. Психологическая герменевтика./А.А. Брудный – М.:Просвещение, 2001. – 333с
Васильева, Н.Н.. Взаимосвязь трудностей в чтении и показателей фузионных резервов у младших школьников / Н.Н. Васильева, Г.И. Рожкова, А.П. Токарева // Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: Материалы IV конференции Российской ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009г.) / ред.кол. Г.В. Чиркина, М.Н. Русецкая, Е.Н. Российская. - М.: РДА, МГПУ, УРАО ИКП, 2009. - С. 21-23.
Вишнякова, О.В. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи / О.В. Вишнякова, И.С. Забуга. - М.:Флинта, 2007. - 288 с
Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд- во ?Лань?, 2003. - 654с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка. /К.С. Горбачевич – М.: Просвещение, 2009. – 208с.
Егоров, Т.Е. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся 71 начальных классов: Книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с. 12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи/Н.И. Жинкин - М., Просвещение, 2001. – 201с.
Журова, Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет./Л.Е. Журова – М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.
Казарцева, О.М. Письменная речь / О.М. Казарцева, О.В. Вишнякова. - М.: Флинта. Наука, 2008. - 256 с
Корсакова, Н. К. Неуспе

Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем. Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.