Взаимосвязь стрессоустойчивости и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования проблемы девиантного поведения подростков обусловлена своеобразием современного этапа развития российского общества и характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах социальной жизни. Динамизм социальных процессов, возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения. Особое значение при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении подростков.
Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и возрастного развития, который актуализируется у подростков и снижается в юношеском возрасте. Однако, девиантное поведение осознается далеко не каждым представителем подросткового возраста, и прочная возможность противостояния окружающей действительности негативно влияет на личностное развитие. Актуальность исследования проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте объясняется уязвимостью подросткового возраста как одного из критических периодов онтогенеза, обусловленного активными физиологическими преобразованиями, специфическим психологическим содержанием и особыми социальными условиями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте 7
1.2. Девиантное поведение подростков: основные понятия и причины 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – М., СПб. – 2004. – 166 с.
2. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 164 с.
3. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции. – М., 2012. – 105 с.
4. Алиуллина Ф.М. Изучение стрессоустойчивости у подростков с отклоняющимся поведением // В сборнике: Альманах Казанского федерального университета. – 2016. – С. 5-8.
5. Андреева А.Р. Проблема девиантного поведения подростков в современной ситуации экономического развития России // В сборнике: Экономика. Общество. Человек. Межвузовский сборник научных трудов. – 2017. – С. 15-20.
6. Ахромова А.Г., Меремкулов Р.У. Профилактика девиантного поведения подростков средствами формирования основ здорового образа жизни // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2018. – Т. 1. – С. 63-67.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2013. – 199 с.
8. Бобровникова Н.С. Особенности стрессоустойчивости подростка в современной образовательной среде // Kazakhstan Science Journal. – 2021. – Т. 4. – № 8 (33). – С. 5-9.
9. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М.: Изд-во БРЭ; СПб.: Норинт, 1997. – 1454 с.
10. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2014. – 208 с.
11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
13. Валиахметов А.И. Суицидальное поведение как форма девиантного поведения подростков // Студенческий. – 2018. – № 16-1 (36). – С. 65-67.
14. Вилкова А.В. Биологические и психологические факторы возникновения девиантного поведения подростков // Вопросы педагогики. – 2018. – № 7. – С. 33-34.
15. Власова М.М. Специфика мотивационной сферы подростков с девиантным поведением // Студенческий. – 2018. – № 13-2 (33). – С. 6-9.
16. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
17. Волов А.В., Смирнов В.М. Исследование и развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Вестник ГГУ. – 2020. – № 6. – С. 9-14.
18. Грибкова Н.А. Формирование стрессоустойчивости у подростков в период основного государственного экзамена // Интернаука. – 2019. – № 19-2 (101). – С. 6-8.
19. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 452 с.
21. Ермолаева М.В. Психология развития. – Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». – 2003. – 376 с.
22. Жусупов А.Р., Хасенова А.А. Стрессоустойчивость подростков // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 12 (68). – С. 1216-1217.
23. Загуменнова Н.В. Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с девиантным поведением // Студенческий форум. – 2018. – № 12-1 (33). – С. 27-30.
24. Зауторова Э.В. Предупреждение и профилактика девиантного поведения подростков // Вопросы педагогики. – 2018. – № 8. – С. 31-33
25. Карабаева И.Б. Стрессоустойчивость в подростковом возрасте как показатель саморегуляции // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2016. – № 12. – С. 216-219.
26. Карамова Э.И., Филиппова В.С. Теоретические аспекты творчества и изобретательности подростков и подростков с девиантным поведением // Международный академический вестник. – 2018. – № 6 (26). – С. 51-54.
27. Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page= book&id=90709 (Дата обращения: 13.11.2021).
28. Крайг Г. Психология развития: учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с.
29. Краснова М.А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 768-77
30. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – 4-е изд., испр. и доп.. – М.: Генезис, 2004. – 183 с.
31. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.
32. Круглова К.С., Данилова М.В. Выявление взаимосвязи стрессоустойчивости, конфликтности и стиля поведения подростков в ситуации конфликта // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 72.
33. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания. – Учеб. пособ. для студ. факультета психологии. – НГПУ, 2012. – 96 с.
34. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. − Спб.: Питер, 2012. − 544 с.
35. Мандель Б.Р. Психология развития: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 743 с. [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page= book&id=279644 (Дата обращения: 11.10.2021).
36. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения: монография. – Красноярск: СибГТУ, 2016. – 192 с.
37. Мерклин В.А. Социально-философский анализ факторов развития девиантного поведения у подростков // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – № 5 (21). – С. 475-478.
38. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учеб.-метод. пособие для студ., обучающихся по направлению «050400 – Психолого-педагогические образование» / авт.-сост. А.В. Малолеткова. – Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 172 с.
39. Морозова О.А. Анализ методов коррекции девиантного поведения среди подростков // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.3 (21). – С. 278-280.
40. Образцова Н.П. Пилотажное исследование стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Постулат. – 2020. – № 1 (51). – С. 137.
41. Психология развития, возрастная психология: для студентов вузов: учебное пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2013. – 224 с. [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271487 (Дата обращения: 13.10.2021).
42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – М., 2007. 567 с.
43. Ридецкая О.Г. Психология общения: хрестоматия. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 681 с. [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index. php?page=book&id=117869 (дата обращения: 24.09.2021).
44. Романов Н.А. Особенности психотерапевтической работы практического психолога с детьми и подростками девиантного поведения // Научные исследования и образование. – 2018. – № 1 (29). – С. 45-48.
45. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 2009. – 192 с.
46. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. – 2010. – С. 24-37.
47. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Psychology and pedagogy: учебник для студентов вузов. – 3-е изд., доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с. [Электронный ресурс]. – URL: //biblioclub.ru/index.php? page=book&id=446437 (Дата обращения: 13.09.2021).
48. Шелюхова В.С. Девиантное поведение подростков // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2018. – № 2. – С. 299-305.
49. Шпикс Т.А. Стрессоустойчивость детей и подростков как фактор сохранения физического и психического здоровья // Управление развитием образования. – 2019. – № 2. – С. 124-125.
50. Юдина Н.П. Стрессоустойчивость личности, как фактор психического благополучия подростка // Территория инноваций. – 2016. – № 4. – С. 44-47.
Проблема стрессоустойчивости в психолого-педагогической науке является одной из наиболее актуальных. Стрессоустойчивость рассматривается в основном, как характеристика, влияющая на успешность той или иной деятельности. Она состоит из определенных личностных качеств и совокупности таких взаимосвязанных между собой компонентов как: психофизиологический; мотивационный; эмоциональный; волевой; информационный и интеллектуальный, которые позволяют переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей личности и окружающих. Понятие «стрессоустойчивость подростка» раскрывается как обобщенное свойство личности подростка, которое характеризует его способность сопротивляться стрессовым факторам учебной деятельности, сохраняя высокую действенность и здоровое эмотивное состояние. Девиантное поведение в психолого-педагогической литературе рассматривается как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Наиболее подверженными к становлению различных форм девиантного поведения являются подростки. Стремление подростков к уходу от окружающей действительности, девиантному поведению имеет ряд существенных причин, обоснованных психофизиологическими, индивидуально-личностными и социокультурными факторами.