Методическое наследие прошлого в парадигме коммуникативно-ориентированного образования(труды К.Д.Ушинского)
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено проблеме изучения многогранного научного наследия в области методики преподавания русского языка основной школы последней трети XX века. Указанная проблема анализа научного наследия и выявления его потенциала имеет принципиально важное значение в силу своей многомерности и содержательности. Она относится к недостаточно изученным и концептуально значимым сферам современной методики преподавания русского языка, поскольку историческая ретроспектива позволяет увидеть истоки и выявить тенденции в развитии науки, оценить накопленный опыт и его роль для современности.
На основе ?собирания фактов? с помощью индуктивного подхода, с учетом философского принципа антропоцентризма нами осмыслено значение периода последней трети XX века в истории методической науки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………3
1 ПАРАДИГМА КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………………………………..…6
1.1 Коммуникативное - ориентированное образование……………………....6
1.2 Составление программы и организации пособий при коммуникативно-ориентированном обучении...………………………………………..………....7
1.3 Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка………………………………………………………………………………9
II К. Д. УШИНСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА…………….......12
2.1 Труды К.Д.Ушинского………………………………………………….…12
2. 2 Творческое наследие К.Д.Ушинского………………………………...…...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : / Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов по дисц. ?Педагогика? Междун. Академ. Наук пед. Образования; под. Ред. Васильевой З.И.. – М.: Академия, 2002. – 414 С.
2.Бельский В.Ю. Ушинский К.Д. о национальном характере воспитания // Социально-гуманитарные знания - 2003 - № 6 с.203-213.
3.Богуславский М. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. – 2004 - № 15 с.70-76.
4.Бозиев Р. С., Донцов А. И. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим // Педагогика. 2016. № 1. С. 3-11.
5.Большая современная энциклопедия. Педагогика. – Минск ИООО ?Современное слово?, 2005. – 376 С.
6.Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. – М.: Центр, 2006. – 415 с.
7.Днепров Э. Д. Ушинский и современность. - М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007. - 232 с
8.Донцов Д. А. Антропоцентрическая система К. Д. Ушинского // Мир образования — образование в мире. 2007. № 3 (27). С. 106-110.
9.Донцов Д. А. Об актуальности принципа природосообразности // Мир образования — образование в мире. 2004, № 2 (14). С. 164-178.
10.Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. Под ред. Егорова С.Ф. – М., Академия, 2001. – 317 С.
11.Ильина Н.А. Путь к родному слову: педагогическое наследие Ушинского К.Д. в практике современной школы / Ильина Н.А., Шамков Н.А.// Начальная школа 2007, № 12, с.4-6.
12.Ильяшенко Е. Г. Педагогическая антропология в системе научного знания: современные подходы российских ученых //Вестник Университета Российской академии образования. - 2002. - № 4. - С.5-35.
13.Константинов Н. А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики / Н. А.
14.Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 2002. – 447 с.
15.Корнетов Г. Б. История педагогики: Введение в курс История образования и педагогической мысли
Изучение грамматики имеет, по мнению А. М. Пешковского, особую ценность. А. М. Пешковский боролся за эксперимент в школе, против консерватизма и шаблона в преподавании. Вопросами школьного преподавания русского языка занимался и Л. В. Щерба (1880–1944). Важнейшими направлениями работы по обучению русскому языку Л. В. Щерба считал обучение владению письменным и устным литературным языком, что достигается изучением грамматики, чтением образцов литературной речи, систематических упражнений в продуцировании устных текстов. Большое внимание Л. В. Щерба отводит обучению орфографии, в основу которого должен быть положен принцип сознательности усвоения в связи с изучением грамматики, а не простое зазубривание. Большую роль при обучении русскому языку Л. В. Щерба отводил грамматике.