Активные методы обучения в педагогической деятельности учителя начальных классов (на примере изучения математики)
Актуальность и постановка проблемы исследования. Главной целью и основным результатом образования в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет ключевое обобщенное умение ребенка – умение учиться.
Базис данного умения формируется в младшем школьном возрасте, ведущей деятельностью которого выступает учение (учебно-познавательная деятельность). Для достижения целей начального общего образования ребенок должен стать полноправным и активным участником образовательного процесса, так как только в этом случае его ведущая деятельность будет реализовываться наиболее полно и результативно. При этом важно отметить, что познавательная деятельность в младшем школьном возрасте осуществляется не стихийно, а является управляемой. Это управлению познавательной деятельностью включает в себя и ее активизацию, поскольку без познавательной активности ребенку трудно быть успешным в познании (учении). Активизация познавательной деятельности (развитие познавательной активности) выступает в современных условиях развития образования важным направлением совершенствования процесса образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ……………………………………………………………………….17
1.1. Понятие и сущность активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста…………………………………………………17
1.2. Характеристика активных методов обучения, применяемых в педагогической деятельности учителя начальных классов………………….26
1.3. Особенности использования активных методов обучения на уроках математики на уровне начального общего образования…………………….35
Выводы по главе I………………………………………………………………44
ГЛАВА II. ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ……………………..47
2.1. Выявление начального уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста………………………………………………..48
2.2. Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста с использованием активных методов обучения математике………………..62
2.3. Анализ эффективности работы по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста с использованием активных методов обучения математике……………………………………………………………77
Выводы по главе II……………………………………………………………..88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………94
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акпулатова С.А. Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах, 2012 [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/01/15/primenenie-aktivnykh-мetodov (дата обращения: 30.08.2021).
Активные методы обучения на уроках математики в начальной школе: метод. рекомендации / сост.: З.М. Мендыгалиева, М.П. Кушнир, Е.П. Петрик. – Астана: Назарбаев Интеллектуальные школы, 2017. – 43 с.
Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Актуальные проблемы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологи. – 1984. – № 5. – С. 36 – 41.
Ахтямова Г.С. Активные методы обучения в начальной школе // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.10.2021).
Бай О.А., Александров В.И., Салихов И.И., Шайдуров В.И. Направления, пути и способы активации познавательной деятельности обучающихся // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). – 2020 [Электронный ресурс] https://apni.ru/article/1220-napravleniya-puti-i-sposobi-aktivatsii-poznav (дата обращения: 11.01.2022).
Балав А.А. Активные методы обучения. – М.: Профиздат, 1986. – 94 с.
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие / под ред. М.А. Бантовой, М.А. Бельтюкова. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с.
Проблемное обучение, в частности, проблемные ситуации, применяется в качестве активного метода обучения на уровне начального общего образования. Суть этого метода состоит в том, что он приближает процесс познания детей к поисковой, исследовательской деятельности. Учитель, применяя данный метод, не столько передает обучающимся информацию, сколько ставит проблему и побуждает к поиску ее решения и выбору способов решения. Открытие нового знания в рамках метода проблемного обучения в младшем школьном возрасте идет в сотрудничестве обучающихся и учителя.
Приемом активизации познавательной деятельности детей при проблемном обучении является постановка проблемы (создание проблемной ситуации) в виде учебно-познавательной задачи. Поиск ответа на проблемный вопрос позволяет разрешить противоречие.
По замечанию Е.В. Зарукиной, Н.А. Логиновой, М.М. Новик, метод проблемного обучения базируется на системе познавательных задач, отражающих основное содержание темы, а также на диалогическом общении, предметом которого является вводимый учителем материал [Зарукина, Логинова, Новик 2010].
Не менее популярен в практике начального общего образования активный метод анализа ситуаций. Он состоит в том, что обучающимся предлагается для обсуждения и анализа какая-либо ситуация, связанная с изучаемым материалом. Важным моментом в применении данного метода является не только проведение детьми анализа ситуации, но и высказывание своего личного отношения к ней [Зарукина, Логинова, Новик 2010].