Дидактические игры как средство развития связной речи дошкольников
Введение
Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Овладение речью позволяет воспринимать и передавать информацию, регулировать свою деятельность и деятельность окружающих.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогике, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистике. Проблемы развития речи в дошкольном детстве рассматривались в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и другие (№ 20, с.5-6).
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
Речь – это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией (№ 7, с.7).
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников.
1.1 Проблема развития речи дошкольников в педагогики и психологии….6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика игры. Виды игр………….18
1.3 Средства развития связной речи дошкольников………………………..29
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...34
Глава 2. Методологические аспекты развития речи дошкольников.
2.1. Особенности развития связной речи дошкольников……………………..35
2.2. Изучение связной речи дошкольников……………………………………37
2.3. Использование дидактических игр для развития связной речи дошкольников…40
2.4. Результаты педагогического эксперимента……………………………….45
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...49
Заключение ………………………………………………………………………50
Список литературы………………………………………………………………51
Приложение………………………………………………………………………54
Список литературы
Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2 – е изд., стереотип.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 – е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект; Культура, 2005. 240 с.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с., ил.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина. Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд – во «Совершенство», 1999. – 384 с.
Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, ипср. И доп. – М., «Просещение», 1970. – 192 с.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 248 с.
Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с., ил.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б. М. Бим – Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т. Н. Доронова. – 2- е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 78 с.
То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения, что более подробно будет разобрано в ходе дальнейшего изложения.
Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2 – 5 лет. А как непосредственно перед школой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над, чем размышляет, о чем узнал)? Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т.е. каково «качество» их самостоятельных высказываний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошкольного возраста, что мы сейчас и сделаем.
Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6 – 7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. На занятиях по обучению рассказыванию, где связная речь организуется планом, образцом и другими приемами, несовершенства связной речи не всегда заметны. Если же дети 5 – 7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Так, можно услышать: «Это пограничники стоят в дозоре с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосны, ели, пограничные столбы. Рассказ неожиданно заканчивается словами: «Пограничники довольны, что братик подарил им собаку».