Дисциплина школьников: смысл, методы, результаты
Введение
Вопросы школьной дисциплины на протяжение многих лет были актуальны для всех великих педагогов. На данный момент они не только не утратили своей важности, но и заиграли новыми красками. Процесс демократизации школьной системы образования отразился на модели поведения современных школьников. Они более деятельны, самостоятельны и инициативны, честно высказывают свою позицию и далеко не всегда строго подчиняются правилам дисциплины. И как бы учителя не радовались открытости своих учеников, но они прекрасно понимают, что такие изменения ведут к серьезным проблемам для процесса обучения, снижают результативность и отрицательно сказываются на общем уровне образованности обучающихся. В таких условиях особую значимость начинает иметь изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в современной педагогической науке и практике, что должно в будущем стать эффективным средством решения актуальных проблем образования.
Оглавление
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1. Сущность и содержание понятия дисциплины школьников 6
2. Методы формирования школьной дисциплины 10
3. Способы диагностики сформированности дисциплины 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для учащихся «Дисциплина на уроке» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник «Многомерно функциональная диагностика дисциплинированности» (Д–К)» по Прядеину и Воротниковой. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Афанасьев Н.Н. Школьная дисциплина. Энциклопедия практической психологии: [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.psychologos.ruБобков Ф.А., Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: [Электронный ресурс] М., 1982 URL: http://pedagogic.ru
Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://bse.slovaronline.com/11933-DISTSIPLINA
Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др. Социально-педагогический словарь. 2016 г..
Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский ; переводчики Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. — [Электронный ресурс] Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 440 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09278-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт — URL: https://urait.ru/bcode/456121
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев; Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М. : Наука, 1988. - 191
Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала. Ребенок считается высочайшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики (уважение к личности, природосообразность обучения, учет особенностей личного развития, добро и ласка, отношение к ребенку как полноправному соучастнику воспитательного процесса).
Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя: отказ от ориентировки на среднего ребенка; учет особенностей в учебно- воспитательном процессе; прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.
Цель личностно-ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида: способность человека к выбору, умение рефлексировать и оценивать собственную жизнь, поиск значения жизни, творчество, создание образа «Я», ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»). При этом важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех - стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность.