Развитие адаптивных копингстратегий педагогов дошкольной образовательной организации методом СПТ
Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в подходах к организации управления в системе дошкольного образования. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ | гл. III, ст. 28 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе кадров и создании условий для их профессионального развития, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.
Индивидуально-психологические особенности сотрудников являются именно тем «человеческим фактором», недостаточный учет которого, оборачивается для руководителя появлением неожиданных реакций у сотрудников, провалом запланированных результатов.
Умению руководителя предсказать реакцию сотрудников, снизить риск нежелательных проявлений помогает реализация индивидуального подхода к сотрудникам на основе психологического анализа их профессиональной позиции. Так приобретается возможность успешно осуществлять профессиональное развитие коллектива, оптимизировать процесс адаптации сотрудников к условиям совместной деятельности, выбирать значимый способ для их стимулирования и мотивации, создавать наилучшие условия для эффективного развития всей образовательной организации.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития адаптивных копинг-стратегий педагогов дошкольной образовательной организации10
1.2. Теоретические и методологические аспекты социально-психологического тренинга как средства формирования адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации27
Выводы по первой главе45
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации47
Выводы по второй главе71
Заключение72
Список используемой литературы76
Приложение А83
Приложение А83
Приложение В3
Приложение Г121
Приложение Д122
Список используемой литературы
Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. СПб. : Речь, 2004. 166с.
Абабков, В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений / В. А. Абабков.СПб. : Речь, 2004.158 с.
Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. Т. 15. № 1. С. 3-16.
Богданова, М.В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию / М.В. Богданова, Е.Л. Доценко. Тюмень : Мандр и Ка, 2010. 204 с.
Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса/ В.А. Бодров // Психологический журнал. 2006. Т.27. №2. С. 113-123.
Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса /В.А. Бодров // Психологический журнал.
2006.Т.27. №3. С. 106-116.
Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. М. : ПЕР–СЭ, 2006. 528 c.
Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96–103.
Валявский, А.С. Оздоравливающие учебные игры. Практикум. Информация к действию для практичных родителей/ А.С. Валявский, А.С. Яковис. СПб. : СУМОМ, 2012.352 c.
Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов/Л.И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е.Р. Исаева и др. СПб. : Изд-во НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. 40с.
Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля/ Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. 50 с.
Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Уч.-метод. пособие / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. СПб. : Речь, 2010. 192 с.
Водопьянова, Н.Е. Профилактика и кор
Далее Л.Ф. Анн указывает, что тренинг — это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:
овладение социально-психологическими знаниями;
развитие способности познания себя и других людей;
повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.
В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева конкретизируют общую цель СПТ в следующих задачах:
Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.
Приобретения умений и навыков адаптивного поведения.
Коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешной социализации.
Развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других.
Развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся между людьми.