Создание киносценария как прием активного обучения
Введение
Актуальность темы исследования. Уроки словесности должны заставлять учеников думать, анализировать, защищать свою точку зрения, а учитель должен найти такие активные формы работы на уроке, которые повысят результативность урока, будут способствовать организации диалога между учителем и учеником, создадут возможность выражения собственной точки зрения на прочитанное произведение.
К активным формам урока относятся исследования, инсценировки, диспуты, заседания литературного клуба, составление киносценария, литературная композиция, заочная экскурсия, семинары и т.д. Такие формы работы требуют самостоятельности и активности учащихся, отрабатывают практические навыки.
В старшем школьном возрасте познавательные процессы учащихся претерпевают значительные изменения. Развитию теоретического мышления в этом возрасте способствует дифференциация учебных дисциплин и необходимость овладения терминами и знаками различных наук.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА «СОЗДАНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ» В СТАРШИХ КЛАССАХ 6
1.1. Приемы и методы активного обучения в ходе анализа художественных произведений 6
1.2. Понятие «киносценария», специфические средства выразительности в киноискусстве 14
2 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «КИНОСЦЕНАРИЙ» НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Принципы написания сценарного текста, способствующие развитию стилевой грамотности учащихся старших классов 24
2.2. Организация уроков с приемом «создание киносценария» в старшей школе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
- Айзерман Л.С. На уроке литературы и в зале кинотеатра. М.: Бюро пропаганды киноискусства, 1987. – 65с.
- Александров Г. Эпоха и кино [Текст] / Г. Александров.- М.: Алитейа, 2000. - 336 с.
- Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования. Курск, 1999. – 91с.
- Базен А. Кинематографический реализм и итальянская школа эпохи. Освобождения [Текст] / А. Базен // А. Базен. Что такое язык кино? Сборник статей. – М.: Искусство, 1972. – С. 252-279.
- Баранова В.И. Литературно-художественная критика [Текст] / В.И. Баранова, А.Г. Бочарова, Ю.И. Суровцева.- М.: Гардарики, 2003.- 169 с.
- Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.-127с.
- Вартанов А. Образы литературы в графике и кино [Текст] / А. Вартанов.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 213 с.
- Величко Л. «Бесприданница» 2011 [Текст] / Л. Величко // Искусство кино, 2012.- № 1.- С. 8-10.
- Взаимосвязь и синтез искусств. - Л., 1978. - 247с.
- Волкова Е. Произведение искусства - предмет эстетического анализа [Текст] / Е. Волкова.- М.: Московского университета, 2007.- 440 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону, 1998. – 479с.
- Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца XX – начала XXI века: учебное пособие – М.: Флинта: Наука, 2006. – 280с.
- Гутов А.О словесном и визуальном в обучении // Литература в школе. - 2007. -№ 9.– С. 25-27.
- Ковалова А.О. Сценарий в русском кино 1910-1920-х годов: к истории вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. Сер. 15. Вып. 3. С. 33-47.
- Колокольцев Е.Н. Составление киносценария как приём школьного анализа литературного произведения // Литература в школе. - 2010. -№ 4.–С.39-41.
- Коршунов В.В. Неклассические способы композиционного построения современного киносценария: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, Москва, 2014.
- Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского [Текст] / Б.О. Костелянец. – Ленинград : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1982. – 187 с.
- Маликов М. Бесприданница Рязанова // Искусство кино, 2001.- № 5.- С. 40-42.
Сценарий составлен. В ходе беседы с учащимися в нём удалось передать «художественно построенное распределение событий». Но насколько выпукло и убедительно в этом сценарии представлены действующие лица, которые в литературном произведении характеризуются не только с помощью совершаемых ими поступков, но и, в частности, с помощью передачи их мыслей, чувств, переживаний? Подобные вопросы, обусловленные спецификой киноискусства, возникают естественно. Поэтому составление киносценария – лишь первый этап в реализации этого приёма изучения литературного произведения.
Второй этап неизбежно будет связан с обращением к тем фрагментам художественного текста, которые не переводятся на язык киноискусства.
Этап осмысления созданного киносценария предполагает повторное обращение к тексту с целью углублённого его понимания, а также с целью постижения специфических законов кино и литературных законов в их сопоставлении. Обсуждая составленный киносценарий (в процессе коллективного составления он может быть зафиксирован на интерактивной доске), ученики, имеющие достаточный зрительский опыт, могут вспомнить о таком приёме, как дикторский (закадровый) текст. Нередко в кинофильмах и телефильмах чтец, которого зритель не видит, передаёт мысли, думы, переживания действующих лиц. Располагая готовым киносценарием, ученики могут его дополнить.
Стремление к точности переложения литературного материала может дать и большее число кадров - сюжетов. Поэтому одной из задач составления киносценария является стремление найти равновесие между литературным источником и кинематографом.