Профилактика и ранняя коррекция нарушения речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием средств логоритмики
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена важностью раннего выявления детей с возможными нарушениями речи для создания им профилактических и коррекционных условий. Именно ранний возраст является сензитивным для формирования речи у ребенка.
Ранняя помощь ребёнку в сенситивные сроки, позволяет компенсировать нарушения в развитии, предупредить вторичные нарушения
и способствовать дальнейшему развитию всех психических функций.
Выдающиеся психологи и педагоги Л.С. Выготский [26], О.Е. Громова [10], Е.А. Стребелева [11], Р.С. Немов [1] и многие другие, показали важность раннего возраста, когда большинство психических функций ребёнка особенно чувствительны к воздействиям и поэтому под влиянием развиваются очень быстро. Л. С. Выготский отмечал, «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому»[26].
Содержание
Ведение............................................................................................................. 4
1 Профилактика и преодоление нарушений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста - как педагогическая проблема...................................................................................................... 8
1.1 Онтогенез и дизонтогенез речевого развития в раннем и младшем дошкольного возраста ........................................................................ 8
1.2 Значение логоритмики в работе по профилактике и коррекции нарушений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста........................................................................... 18
2 Экспериментальное исследование уровня речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста ............................................ 25
2.1 Цель, задачи и содержание констатирующего этапа эксперимента. 25
2.2 Характеристика речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.......................................................................... 31
3 Логопедическая работа по профилактике и ранней коррекции нарушений речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием средств логоритмики........... 44
3.1Содержание, методы и приемы профилактики и ранней коррекции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики.............................. 44
3.2 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента.................... 48
Заключение....................................................................................................... 65
Перечень использованных информационных ресурсов.............................. 68
Приложения..................................................................................................... 72
- Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 — 560 с. : ил. -.- ISBN 978-5-691-01515-1. Агентство CIP РГБ.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - Библиотека Гумер – психология - https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/intro.php
- Мясникова Л.В. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями развития: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. — 92 с.
- Архипова, Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 160 с.
- Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.—метод.пособие.-М.: Соц.- полит, журн., 2004.- 96с.
- Гирилюк, Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: монография / Т.Н. Гирилюк. – Пермь: ПГПУ, 2010. - 158 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 150 с.
- Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы : клинические рекомендации / под редакцией академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского. - Кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, 2015 – 36 с.
- Ранняя диагностика и коррекция проблем задержки психомоторного развития детей раннего возраста: Пособие для учителя дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 225 с.
Анализ специальной литературы по проблеме речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста позволяет нам выявить проблему роста количества детей с разными отклонениями вречевомразвитии. Наблюдается речевое нарушение всех компонентов языковой системы:дети раннего возраста мало используют прилагательные; ошибаются в словообразовании и словоизменении;фонетическоеоформление не соответствует возрастной норме; нарушается слоговая структура, слабо развито фонематическое восприятие и слух. Эти нарушения препятствуютусвоению детьми программы дошкольного учреждения, авпоследствииотрицательноповлияют на дальнейшее школьное обучение ребенка. Поэтому, для минимизации отклонений в речевом развитии в раннем возрасте, и предупреждения нарушения речи в дошкольном, необходимо проведение коррекционной работы по устранению речевых нарушений.
Целью нашего экспериментальногоисследованияявляется выявление уровня речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.