Предупреждение и разрешение педагогических конфликтов
Введение
Актуальность работы. Данная работа направлена на изучение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.
Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить внимательно относиться к ближним.
Современная мировая проблема не обошла стороной и школьную жизнь. В нынешних публикациях часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир.
Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме.
Не так редко конфликты сопровождаются насилием. Некоторые из них могут закончиться весьма плачевно как для учителя, так и для ребенка.
Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать. По этой причине удачно разрешенный конфликт является одним из средств поднятия своего авторитета, и не только. Такая ситуация может положительно повлиять на ребенка, отозваться глубокого в нём и заставить пересмотреть его свои взгляды на мир.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования педагогических конфликтов в истории и современной педагогике 7
1.1 История зарождения и развития педагогической конфликтологии 7
1.2 Сущность, причины возникновения, содержание, особенности протекания и разрешения педагогических конфликтов 18
1.3 Роль учителя в предупреждении педагогических конфликтов 27
Глава 2. Технологии профилактики и разрешения педагогических конфликтов 35
2.1 Технологии предупреждения и урегулирования педагогических конфликтов в рамках учебно-воспитательной деятельности 35
2.2 Технологии профилактики конфликтов с родителями обучающихся 37
2.3 Из опыта предупреждения и разрешения педагогических конфликтов учителя Марининой Е. В. МБОУ СОШ № 1 44
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Список используемой литературы
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 160с.
2. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2017. – 528с. – Астахова, Ю.Л. Методы управления конфликтами в педагогическом коллективе школы [Текст] / Ю.Л. Астахова // Концепт. – 2017. – №3 (19). С. 62-67.
3. Атоян, А.Д. Конфликтология [Текст]: конспект лекций / А.Д. Атоян. – М.: Инфра-М, 2018. – 64с.
4. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе [Текст] / В.М. Афонькова. – М.: Просвещение, 2017. – 580с.
5. Болтунова, Г.М. Взаимодействие нового и традиционного при подготовке будущих педагогов к разрешению конфликтов [Текст] / Г.М. Болтунова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №9. – С. 154-156.
6. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 2018. – 189с.
7. Вердербер, Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Нева, 2018. – 320с.
8. Гребенкин, Е.В. Конструктивное решение конфликтов в педагогическом процессе как профилактика асоциального поведения личности [Текст] / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкина // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2018. – №2 (19). – С. 132-135.
9. Гребенкин, Е.В. Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников [Текст] / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкина, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. –№6. – С. 83-89.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2017. – 544с.
11. Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Ассоциация авторов издателей «Тандем», Издательство «ЭКМОС», 2016. – 320с.
12. Гулаева, М.И. Управление конфликтами в образовательной организации [Текст] / М.И. Гулаева // Инновационная наука. – 2018. – №10. – С. 95-97.
13. Даниленко, С.В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения [Текст] / С.В. Даниленко // Молодой ученый. – 2019. – №7. – С. 500-502.
14. Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2017. – 320с.
15. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. – М., 2016. – 59с.
16. Дорохова, Л. Разрешение конфликтов [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И.Привалихина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 192с.
17. Евтихов, О.В. Управление персоналом организации [Текст]: учебное пособие / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 56с.
18. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 2018. – 184с.
19. Коузер, Л. Основы конфликтологии [Текст] / Л. Коузер. – СПб.: Светлячок, 2017. – 230с.
20. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 318с.
21. Кружкова, О.В. Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах [Текст]: учебное пособие / О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. – 146с.
22. Кузьмина, А.Б. Формирование психологической культуры у будущих педагогов [Текст]: дисс. канд. псих. н. / А.Б. Кузьмина. – Ставрополь, 2019. – 271с.
23. Кулиев, Т.А. Руководитель и коллектив: взаимодействие [Текст] / Т.А. Кулиев, В.Б. Мамедов – М.: Знание, 2018. – 63с.
24. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология [Текст]: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 229с.
25. Леонов, Н.И. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Н.И. Леонов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2017. – 232с.
26. Магдеев, А.М. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации [Текст] / А.М. Магдеев, В.Р. Мухадинов // Интеграция образования. – 2017. – №4. – С. 86-90.
27. Мустафаева, С.А. Педагогические конфликты: причины и пути их разрешения [Текст] / С.А. Мустафаева // Экспресс-опыт. – 2017. – №1. – С. 35.
28. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] / В.Б. Ольшанский. – М.: Онега, 1994. – 272с.
29. Панфилов, А.П. Теория и практика общения [Текст]: учебное пособие /
А.П. Панфилов. – М.: Академия, 2017. – 194с.
30. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теорет.-методолог. проблемы соц. психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 126-143.
31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер. – С. 441448.
32. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе [Текст] / М.М. Рыбакова. – Москва: Просвещение, 2017. – 128с.
33. Савельечева, Д.А. Управление конфликтами в педагогическом коллективе [Электронный ресурс] / Д.А. Савельечева, С.Н. Юревич // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2019 года. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2019/761/3407 (дата обращения 12.11.2021).
34. Светлов, В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях [Текст] / В.А. Светлов. – М.: Росток, 2017 – 253с.
35. Селиванова, Е.А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов [Текст] / Е.А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – №5. – С. 34-39.
36. Учадзе, С.С. Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении [Текст]: монография / С.С. Учадзе – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2017. – 287с.
37. Чистякова, Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления [Текст] / Т.А. Чистякова. – М., 2017. – 198с.
38. Ярычев, Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя [Текст] / Н.У. Ярычев, Т.Р. Саралиева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – №2. – С. 23-33.
Действующий закон «Об образовании в РФ» (ст.45) устанавливает, что неблагоприятную ситуацию можно уладить, посредством обращения в орган по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника (далее -Комиссия). Указанная Комиссия формируется в образовательном учреждении для разрешения противоречий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации своих прав, свобод и законных интересов в образовательной среде или сопутствующих учебной деятельности, при появлении условий необходимых для конфликта интересов учителя (преподавателя), оспаривания действий о применении к учащимся административных мер воздействия. В Комиссию вправе обращаться: учащиеся (воспитанники), их родители (законные представители), а также преподаватели, воспитатели, сотрудники управляющие образовательным учреждением.