Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из важнейших проблем современной педагогики - формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. С одной стороны, показатели состояния здоровья людей в нашей стране сейчас значительно ухудшились, и поэтому важно сосредоточить внимание на воспитании подрастающего поколения к здоровому образу жизни. С другой стороны, в младшем школьном возрасте происходит активное усвоение и развитие ряда важных правил, привычек и норм поведения, которые будут определять жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, а также от уровня воспитания личности, формирование осознанного отношения к здоровью младшего школьника является залогом его здоровья на последующих этапах. развития личности.
Недостаточный уровень знаний о культуре здоровья, а также низкое качество жизни привели к сокращению ее продолжительности и увеличению заболеваемости детей. Необходимость смены сложившейся тенденции определяется стратегическими приоритетами государства в развитии российской системы образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................................
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .........................................
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» ...........................................
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста............................................
1.3. Методические основы формирования основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности .............
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .........................................
2.1. Диагностика сформированности основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста (констатирующем этап) опытно-экспериментальной работы .........................
2.2. Внеурочная деятельность по формированию основ здорового образа жизни у обучающихся начальных классов..........
2.3. Контрольный эксперимент по сформированности основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста .................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация, экология и восстановление здоровья / Н. А. Агаджанян, А.Т. Быков, Г. М. Коновалова – Москва ; Краснодар : Пилигримпарк, 2003. – 260 с. – Текст: непосредственный.
2. Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2008. – 176 с. – Текст: непосредственный.
3. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. – 281 с. – Текст: непосредственный.
4. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (Лекция 3) // Дошкольное образование. 2004. № 19. – Текст: непосредственный.
5. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (Лекция 4) // Дошкольное образование. 2004. № 20. – Текст: непосредственный.
6. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. – Москва: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с. – Текст: непосредственный.
7. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья: ACT, Сталкер. – Москва ; Донецк, 2004. – 592 с. – Текст: непосредственный.
8. Байбородова С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы // Вопросы науки и образования. 2018. № 16 (28). С. 48-50. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-vovneurochnuyu-deyatelnost-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 28.10.2019). – Текст: электронный.
9. Бачиева Э.Ю., Асадулаева Ф.Р. Система валеологического образования младших школьников и перспективы ее развития // Научнотеоретический журнал «Ученые записки». 2011. № 11 (81). С. 22-25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17078319 (дата обращения: 28.10.2019). – Текст: электронный.
10. Безруких, М. М. Система школьного обучения и здоровье учащихся // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 30-31. – Текст: непосредственный.
11. Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. – Москва : Абрис, 2019. – 80 с. – Текст: непосредственный.
12. Божович, Л. И. Отношение школьников к учению как
психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. Москва, 1951. Вып. 36. С. 3-28. – Текст: непосредственный.
13. Боломыкина, Е. А., Архарова, Л. И. Психолого-педагогические основы формирования представлений о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста // Модернизация образования: проблемы и перспективы: Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 152-158. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23899967 (дата обращения: 28.10.2019). –
Текст: электронный.
14. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. – Москва :
Физкультура и спорт, 1990. – 206 с. – Текст: непосредственный.
15. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука,
2011. – 449 с. – URL: http://files.kob.su/books/zdorovie/valeologia/valeologiya_vayner.pdf (дата обращения: 29.10.2019). – Текст: электронный.
16. Валиева, Г. Ф., Мефодьева, М. А., Яруллина, Д. А. Формирование ценностного отношения подрастающего поколения к здоровому образу жизни // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов:
Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 1. C. 177-179. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25660203 (дата обращения: 29.10.2019). – Текст: электронный.
17. Виленская, Т. Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Т. Е. Виленская. – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. – 285 с. – URL: https://biblioonline.ru/book/ozdorovitelnye-tehnologii-fizicheskogo-vospitaniya-deteymladshego-shkolnogo-vozrasta-438547 (дата обращения: 29.10.2019). – Текст: электронный.
18. Габеркорн, И. И. Формирование здорового образа жизни в процессе валеологического образования учащихся // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №10 (152). С. 35-39. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30543209 (дата обращения: 30.10.2019). – Текст:
электронный.
19. Гарбузов, В. И. Нервные и трудные дети. – М.: АСТ; СПб:
Астрель - СПб, 2006. – 351 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003185474
(дата обращения: 30.10.2019). – Текст: электронный.
20. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В.
Степанов. – Москва: Просвещение, 2010. – 223 с. – Текст: непосредственный.
21. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – Москва :
Просвещение, 2011. – 80 с. – Текст: непосредственный.
22. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Питер, 2007. – Текст: непосредственный.
23. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В.
Петровского. Москва: Просвещение, 1979. С. 69-101. – URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskapsihologiya_petrovskogo_1979 (дата обращения: 30.10.2019). Текст: электронный.
24. Давыдова, М. В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – Челябинск: «ИскраПрофи», 2013. – 101 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006692287 (дата обращения: 30.10.2019). –
Текст: электронный.
25. Жабина, Л. В. Формирование культуры здоровья в младшем школьном возрасте с использованием позитивного опыта Китая // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №12. С. 183-186. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32253244 (дата обращения: 30.10.2019). – Текст:
электронный.
26. Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003084102 (дата обращения: 24.10.2019). –
Текст: электронный.
27. Здоровый образ жизни: Учебное пособие / Пискунов В. А., Максиняева М. Р., Тупицына Л. П. – Москва : МПГУ, 2012. – 86 с. – URL: https://znanium.com/bookread2.php?book=757954&spec=1 (дата обращения: 24.10.2019). – Текст: электронный.
28. Игнатова, А. В. Викторина «Азбука здоровья». – URL: https://urok.1sept.ru/статьи/643474/ (дата обращения: 06.09.2019). – Текст: электронный.
29. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 291 с. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/415504 (дата обращения: 24.10.2019). – Текст: электронный.
30. Капилевич, Л. В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л. В. Капилевич, В. И. Андреев – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с. URL: http://portal.tpu.ru/SHARED/a/ANDREEV/ins/instr/zdor.pdf (дата обращения:
24.10.2019). – Текст: электронный.
31. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. – Москва : Прометей, 2011. – 488 с. – URL: https://biblio-online.ru/book/metodika-oznakomleniya-s-okruzhayuschim-miromv-predshkolnom-vozraste-438826 (дата обращения: 24.10.2019). – Текст: электронный.
32. Кочановский, М. Б. Введение в валеологическую педагогику. –
Мн.: Народная асвета, 1996. – 246 с. – URL: https://library.bntu.by/sites/default/files/pedagogi-i-pedagogika.pdf (дата обращения: 27.10.2019). – Текст: электронный.
33. Лингевич, О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9-2. С. 80-82. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-vobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 29.10.2019). – Текст:
электронный.
34. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. – Москва : Знание, 1982. – 40 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004266734 (дата обращения: 29.10.2019). – Текст: электронный.
35. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение:
Учебник. – Москва : ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с. – URL:
https://stomfaq.ru/yu-p-lisicin-obshestvennoe-zdorovee-i-zdravoohranenieuchebnik/index.html (дата обращения: 30.10.2019). – Текст: электронный.
36. Лищук, В. А., Мосткова, Е. В. Механизмы самовосстановления.
Валеология. 2002. № 1. С. 4-12. – URL: http://journal.valeo.sfedu.ru/journal/200201 (дата обращения: 24.10.2019). – Текст: электронный.
37. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 384 с. –
URL: http://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_22777.pdf
(дата обращения: 29.10.2019). – Текст: электронный.
38. Малафеева, С. Н., Вершинина, Н. А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников // Специальное образование. 2014. № 2. С. 30-39. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21809824 (дата обращения: 30.10.2019). – Текст: электронный.
39. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В.
Лебедев [и др.] ; под ред. Р. И. Айзмана. – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. – 224 с. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/442447 (дата обращения:
29.10.2019). – Текст: электронный.
40. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 499 с. – 224 с. – URL: https://biblio-online.ru/book/osnovymedicinskih-znaniy-i-zdorovogo-obraza-zhizni-384204 (дата обращения:
29.10.2019). – Текст: электронный.
41. Мокроусова, Г. И., Кузовлева, Н. Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001459845 (дата обращения:
29.10.2019). – Текст: электронный.
42. Нуруллина, Г. Г. Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1. С. 164-167. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25983749 (дата обращения: 29.10.2019). – Текст: электронный.
43. Озеров, В. П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: учеб. пособие / предисл. проф. В. П. Зинченко, Б. Б. Коссова. – Москва: Илекса; Ставрополь
Стоит отметить Ульяну В. Ученица не перешла на уровень выше, но для поддержания своего здоровья она отметила в анкете, что стала больше потреблять витаминизированную пищу.
В контрольной группе только 1 ученик повысил свой уровень владения навыками укрепления и сохранения здоровья – Саша Г. Обучающийся стал с удовольствием ходить на уроки по физической культуре. Отчасти это объясняется сменой учителя. Катя В. в середине учебного года перенесла серьезное заболевание. Это обстоятельство заставило ее отказаться от занятий спортом на длительное время. По итогам диагностики у нее не снизился уровень, но ответы сильно изменились. Яна Б. не включила в свой образ жизни новые навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Девочка все также преимущественно проводит время перед телевизором и без желания занимается на уроках физической культуры.