Особенности учебного поведения старшего подростка с РАС

Скачать курсовую работу, цель исследования - изучение и оптимизация учебной деятельности старшего подростка с РАС
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
20.07.2023
Объем файла
83 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из основных направлений в реформировании современного школьного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является инклюзивное обучение.   Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Проблема инклюзивного обучения детей с РАС является дискутируемой как у нас в стране, так и за рубежом. В западных странах инклюзия как форма обучения возникла раньше, и в настоящее время существуют мнения как поддерживающие такую форму обучения для детей с РАС, так и выдвигающие ряд ограничений. В связи с этим вопрос об организации обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе в настоящее время стоит особенно остро. В соответствии с отчетом Министерства Здравоохранения России за 2017-2021 гг. расстройство аутистического спектра (далее – РАС) среди детей и подростков приходится на 1 случай на 100 детей. [1] Так, в последнее время количество детей с РАС увеличилось, что требует особого внимания специалистов и поиска новых путей адаптации и социализации, соответствующих действительности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 5

1.1 Психолого-педагогические особенности учебного поведения подростка с РАС 5

1.2 Современные технологии обучения старших подростков с РАС 9

2.  РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТРАШЕГО ПОДРОСТКА С РАС 14

2.1 Основные проблемы организации учебного процесса старших подростков с РАС в государственных общеобразовательных учреждениях 14

2.2 Организация психолого-педагогического сопровождения старшего подростка с РАС 16

2.3 Использование индивидуального подхода при разработке адаптированной образовательной программы старшего подростка с РАС 19

2.4 Рекомендации для педагогов, работающих с подростком с РАС 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1. Абрамова, Л.В. Формирование коммуникативной культуры у лиц юношеского возраста со сложными нарушениями развития в условиях реабилитационного центра / Л.В. Абрамова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 49 – 55. 

2. Андреева, С.В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями / С.В. Андреева – Псков: ПОИПКРО, 2004. – 82 с.

3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. / Франческа Аппе – М: Теревинф, 2016. – 216 с.

4. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. Красноярск, 2014.

5. Богдашина. О. Аутизм: определение и диагностика. 1999, —Донецк, 112 с.

6. Дубовская, К.В. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в колледже для молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития / К.В. Дубовская, М.К. Зайцева, Е.А. Кричевец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2012. – № 5. – С. 17–23. Инденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности: автореф. дисс. … докт. психол. наук: 19.00.10 / Инденбаум Елена Леонидовна – М., 2011. 

7. Каннер, Л. Аутистические нарушения аффективного контакта / Лео Каннер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2010 (10). – № 1. – С. 85 – 98.

8. Костин, И.А. Самосознание у детей с аутизмом: наблюдения и попытки развития / И.А. Костин // Дефектология. – 2014.- № 6. – С. 38 – 43.

9. Морозов, С.А. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра / С.А. Морозов, Т.И. Морозова, Б.В. Белявский // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14. № 1 – С. 9—18.

10. Семенович М.Л., Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2016. 177 с.

11. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 355 с.

12. Солдатенкова Е.Н. Оценка уровня сформированности представлений о себе у детей с расстройствами аутистического спектра // Сибирский вестник специального образования. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева., 2014. № 1 (13). С. 71–80.

13. Солдатенкова Е.Н. Оценка уровня сформированности представлений о себе у детей с расстройствами аутистического спектра // Сибирский вестник специального образования. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева., 2014. № 1 (13). С. 71–80.

14. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2016. № 2. С. 20–28.

15. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей обучения на раннем этапе. Методическое пособие. М.: В. Секачев, 2018.

16. Основные результаты работы Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2012–2017 годы [Электронный ресурс]. – URL: 97 http://government.ru/dep_news/32226/ (дата обращения: 12.11.2021).

Математические знания на среднем уровне, с помощью родителей и занятий в школе освоен прямой и обратный счет в пределах 100, решает примеры на умножение, деление, и с неизвестным множителем, если все подробно объяснить, структурировать и показать четкий алгоритм решения. Знает геометрические фигуры, с легкостью их дублирует с учебника в тетрадь.  Речевая активность средняя. Внешняя речь выражается словами и простыми предложениями. Не устанавливает причинно-следственные связи и не вычленяет главное в сюжете, может только повторить за сверстником, но при задавании вопроса учителем не всегда понимает и воспринимает вопрос, ждет помощи учителя или тьютора. Знания об окружающем мире сформированы на среднем уровне.  Физическое развитие соответствует возрасту. Наблюдается недоразвитие общей и мелкой моторики. Поведенческая сфера характеризуется наличием стереотипных движений, ходит по коридору или классу, повторяет отдельные слова-фразы. Выполняет простые поручения учителя и родителей. Воспитывается полной семье. Дома подростку созданы все условия для развития в целом, родители выполняет все рекомендации педагога, касающиеся обучения, развития и воспитания сына.